Рекомендации по разработке комплекта методических материалов для совместных программ повышения квалификации

Комплект методических материалов для совместных программ повышения квалификации представляет собой комплект рекомендаций и образцов форм документов, необходимых для разработки совместных программ повышения квалификации на основе модулей, представляемых отдельными вузами.

Основой комплекта методических материалов для совместных программ повышения квалификации является наличие электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК), который предоставляет слушателю возможность удобного пользования учебно-методическими и информационными материалами, обеспечивающими учебный процесс по программам повышения квалификации. ЭУМК представляет собой интерактивный комплект учебно-методических и информационных материалов по модулям и дисциплинам учебно-тематического плана.

Создаваемый электронный учебно-методический комплекс должен включать в себя полный набор учебно-методических материалов: от программы курса до вопросов, которые будут вынесены на зачет или экзамен. Объем материала при этом может превышать объем печатного аналога за счет введения тестов для самоконтроля, поясняющих примеров, разбора решения типовых задач, наличия необходимой нормативно-справочной базы и др.

Главное требование к ЭУМК - необходимость четкого структурирования материала (более жесткого, чем в традиционном учебнике), разбивка учебного материала на блоки (модули). Разбивка учебного материала на модули позволяет объединить научный потенциал профессорско-преподавательского состава разных вузов (участие в программах повышения квалификации различных вузов) и легко адаптировать программу к нуждам заказчика.

Основной учебный материал каждого модуля структурируется по темам, и начинать, как правило, следует с изложения теоретического материала и определений, а затем переходить к авторским пояснениям и примерам. Основной материал должен излагаться кратко и понятно. Материал для углубленного изучения, а также второстепенные детали и вспомогательные сведения должны быть вынесены в дополнительный материал, с которым студент сможет при желании ознакомиться. Кроме того, основной материал должен быть представлен в максимально наглядной форме. Это относится и к оформлению текста, и к иллюстрациям. Можно выделить такие фрагменты текстового материала, которые было бы выигрышно представить в виде таблицы, рисунка, блок-схемы и. т.п. Ключевые фрагменты теории, термины для расшифровки, содержащиеся в глоссарии и т.п. должны быть однотипно выделены, что позволит выдержать ЭУМК в едином стиле.

Набор возможных функциональных компонентов ЭУМК для самостоятельного учебного модуля программы повышения квалификации можно представить таким образом:

  1. аннотация;
  2. рабочая программа;
  3. руководство по изучению дисциплины (методические указания для самостоятельной работы), включающее в себя указания и рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала и выполнения практических заданий;
  4. учебное пособие, которое представляет собой изложение учебного материала (теоретического и практического) дисциплины, в соответствии с рабочей программой;
  5. практикум, предназначенный для выработки умений и навыков применения теоретических знаний, полученных при изучении учебного пособия, с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок;
  6. тесты, реализующие функции контрольного блока для проверки хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала;
  7. справочник, содержащий справочных данные, таблицы, глоссарий по дисциплине.

По окончании обучения слушатель сдает сертификационный экзамен. По результатам сертификации обучаемому выдается документ (сертификат, удостоверение, свидетельство), подтверждающий повышение квалификации.