В рамках IX Сибирского форума образования в ТГУ 1 апреля 2010 г. прошел круглый стол "Теория и практика реализации инновационных научно-образовательных проектов в современном информационном обществе".
В работе круглого стола приняли участие 42 человека, в основном преподаватели вузов, колледжей, школ и студенты. Среди участников — представители трех федеральных округов — Уральского, Сибирского и Дальне-Восточного из Абакана, Кемерово, Комсомольска-на Амуре, Омска, Томска, Тюмени.
Организаторы круглого стола — Институт дистанционного образования и кафедра гуманитарных проблем информатики философского факультета ТГУ.
Участники круглого стола обсудили вопросы, связанные с ролью инноваций в современном обществе знания, с влиянием систем искусственного интеллекта и информационно-коммуникационных технологий на развитие образования, проанализировали результаты инновационных проектов, представленных во время обсуждения.
Основные направления обсуждения:
-
Образование как ресурс инновационного развития региона
-
Формирование мотивации к инновационной деятельности
-
Роль экспертных сообществ в реализации инновационных научно-образовательных проектов
-
Экспертные системы в образовании
-
Инновационные проекты в системе образования: практический опыт
-
Сетевые проекты в образовании
-
Современные ИКТ в инновационных образовательных практиках
Участники обсудили представленные на круглом столе сообщения:
- 1. Лукина Н.П., д.филос.н., профессор. О новом модусе знания в современном обществе.
- 2. Галкин Д.В., к.филос.н., доцент. Представление знаний в системах искусственного интеллекта.
- 3. Малкова И.Ю., д.п.н., профессор. Образование как ресурс инновационного развития региона. Формирование мотивации к инновационной деятельности молодежи.
- 4. Суханова Е.А., к.п.н., зам. директора НОЦ "Институт инноваций в образовании" ТГУ. Сетевая организация как базовый принцип разработки и реализации современных инновационных научно-образовательных проектов (на материале деятельности НОЦ "Институт инноваций в образовании" ТГУ).
- 5. Можаева Г.В., к.и.н., зав. кафедрой. Совместные образовательные программы в развитии инновационных практик.
- 6. Буденкова В.Е., к.филос.н., Савельева Е.Н., к.филос.н., доцент. Формирование общекультурных, личностных и профессиональных компетенций средствами культурологических дисциплин в современном университете.
- 7. Клесова Н.К., учитель информатики МОУ Гимназия № 56 г. Томска. Современные ИКТ в инновационных образовательных практиках.
- 8. Фещенко А.В., ст.преподаватель. Поколение "2.0" и развитие образовательных технологий.
Проекты, представленные в рамках круглого стола, продемонстрировали вариативность и разнообразие сфер приложения инновационных технологий (от предложений применения интеллектуальных систем в образовании до разработки нетрадиционных образовательных концепций). Безусловно, это является показателем выского инновационного потенциала научно-образовательного пространства Томска. Особое внимание было уделено сетевым проектам и ИКТ-проектам как наиболее результативным в инновационном образовательном пространстве.
Участники обсуждения отметили необходимость развития инновационной деятельности в системе образования, подчеркнув при этом важность сохранения культурного наследия и взаимодействия традиций и инноваций как определяющего фактора культурного развития общества, креативного отношения к культурному наследию, развития в России "креативного класса", с которым сегодня и связывается развитие и успешность инноваций.
В большинстве выступлений подчеркивалось, что современное образование нуждается в таких инновационных проектах, которые способны актуализировать ресурсы внутреннего и внешнего в человеке и, как следствие, вскрыть тот социальный потенциал, который пока трудно различим. Обсуждение проблем инноватики, рассматриваемой с позиций технологических факторов, подразумевает разговор об оптимизационной инноватике с выходом на социогуманитарные основания человеческой деятельности. Это должно находить отражение в постановке теоретических и практических проблем, связанных с научно-образовательной деятельностью.
Подводя итоги работы круглого стола, участники отметили ключевые идеи, которые могут служить основанием для разработки проектов и методических рекомендаций по внедрению инновационных технологий в сфере образования.
Характеризуя современное общество как общество, основывающееся на знаниях и инновационных технологиях, необходимо четко понимать, что инновации являются не самоцелью, а средством для повышения качества жизни человека во всех областях. Из этого следует, что инновации не должны рассматриваться как панацея для решения социально-экономических проблем, а все сферы общества и жизнедеятельности человека переводиться на "инновационные рельсы".
Инновационная деятельность не может носить массовый характер, поскольку это противоречит самой сути инноваций. Инновационные подходы и технологии актуальны тогда, когда речь идет о решении сложных стратегических проблем в науке, экономике, образовании и т.д. Что касается рутинных задач в любой сфере общественной жизни, то они могут и должны решаться традиционными методами, доказавшими свою эффективность и надежность.
Роль интеллектуальной элиты, "креативного класса" в современном обществе заключается не в постоянном обновлении знаний и технологий, а в эффективном управлении знаниями, умении предвидеть "вызовы времени" и использовать интеллектуальные, технологические, культурные ресурсы для адекватного ответа на них.
Современное образование нуждается в таких проектах инноватики, которые способныи актуализировать ресурсы внутреннего и внешнего в человеке и, как следствие, вскрыть тот социальный потенциал, который пока трудно различим.
Целью образования как социокультурного института, призванного обеспечивать преемственность развития общества, должна стать не инновационность сама по себе, как в содержательном, так и технологическим плане, а формирование среды, способствующей раскрытию творческого потенциала и стимулирующей саморазвитие личности.
Участники круглого стола предложили продолжить обсуждение в рамках Инновационного форума, который пройдет в г. Томске в мае 2010 г.