Архив новостей

В рамках IX Сибирского форума образования в ТГУ 1 апреля 2010 г. прошел круглый стол "Теория и практика реализации инновационных научно-образовательных проектов в современном информационном обществе"

02.04.2010

В рамках IX Сибирского форума образования в ТГУ 1 апреля 2010 г. прошел круглый стол "Теория и практика реализации инновационных научно-образовательных проектов в современном информационном обществе".

В работе круглого стола приняли участие 42 человека, в основном преподаватели вузов, колледжей, школ и студенты. Среди участников - представители трех федеральных округов - Уральского, Сибирского и Дальне-Восточного из Абакана, Кемерово, Комсомольска-на Амуре, Омска, Томска, Тюмени.

Организаторы круглого стола - Институт дистанционного образования и кафедра гуманитарных проблем информатики философского факультета ТГУ.

Участники круглого стола обсудили вопросы, связанные с ролью инноваций в современном обществе знания, с влиянием систем искусственного интеллекта и информационно-коммуникационных технологий на развитие образования, проанализировали результаты инновационных проектов, представленных во время обсуждения.

Основные направления обсуждения:

  • Образование как ресурс инновационного развития региона
  • Формирование мотивации к инновационной деятельности
  • Роль экспертных сообществ в реализации инновационных научно-образовательных проектов
  • Экспертные системы в образовании
  • Инновационные проекты в системе образования: практический опыт
  • Сетевые проекты в образовании
  • Современные ИКТ в инновационных образовательных практиках

Участники обсудили представленные на круглом столе сообщения:

      1. Лукина Н.П., д.филос.н., профессор. О новом модусе знания в современном обществе.
      2. Галкин Д.В., к.филос.н., доцент. Представление знаний в системах искусственного интеллекта.
      3. Малкова И.Ю., д.п.н., профессор. Образование как ресурс инновационного развития региона. Формирование мотивации к инновационной деятельности молодежи.
      4. Суханова Е.А., к.п.н., зам. директора НОЦ "Институт инноваций в образовании" ТГУ. Сетевая организация как базовый принцип разработки и реализации современных инновационных научно-образовательных проектов (на материале деятельности НОЦ "Институт инноваций в образовании" ТГУ).
      5. Можаева Г.В., к.и.н., зав. кафедрой. Совместные образовательные программы в развитии инновационных практик.
      6. Буденкова В.Е., к.филос.н., Савельева Е.Н., к.филос.н., доцент. Формирование общекультурных, личностных и профессиональных компетенций средствами культурологических дисциплин в современном университете.
      7. Клесова Н.К., учитель информатики МОУ Гимназия № 56 г. Томска. Современные ИКТ в инновационных образовательных практиках.
      8. Фещенко А.В., ст.преподаватель. Поколение "2.0" и развитие образовательных технологий.

Проекты, представленные в рамках круглого стола, продемонстрировали вариативность и разнообразие сфер приложения инновационных технологий (от предложений применения интеллектуальных систем в образовании до разработки нетрадиционных образовательных концепций). Безусловно, это является показателем выского инновационного потенциала научно-образовательного пространства Томска. Особое внимание было уделено сетевым проектам и ИКТ-проектам как наиболее результативным в инновационном образовательном пространстве.

Участники обсуждения отметили необходимость развития инновационной деятельности в системе образования, подчеркнув при этом важность сохранения культурного наследия и взаимодействия традиций и инноваций как определяющего фактора культурного развития общества, креативного отношения к культурному наследию, развития в России "креативного класса", с которым сегодня и связывается развитие и успешность инноваций.

В большинстве выступлений подчеркивалось, что современное образование нуждается в таких инновационных проектах, которые способны актуализировать ресурсы внутреннего и внешнего в человеке и, как следствие, вскрыть тот социальный потенциал, который пока трудно различим. Обсуждение проблем инноватики, рассматриваемой с позиций технологических факторов, подразумевает разговор об оптимизационной инноватике с выходом на социогуманитарные основания человеческой деятельности. Это должно находить отражение в постановке теоретических и практических проблем, связанных с научно-образовательной деятельностью.

Подводя итоги работы круглого стола, участники отметили ключевые идеи, которые могут служить основанием для разработки проектов и методических рекомендаций по внедрению инновационных технологий в сфере образования.

Характеризуя современное общество как общество, основывающееся на знаниях и инновационных технологиях, необходимо четко понимать, что инновации являются не самоцелью, а средством для повышения качества жизни человека во всех областях. Из этого следует, что инновации не должны рассматриваться как панацея для решения социально-экономических проблем, а все сферы общества и жизнедеятельности человека переводиться на "инновационные рельсы".

Инновационная деятельность не может носить массовый характер, поскольку это противоречит самой сути инноваций. Инновационные подходы и технологии актуальны тогда, когда речь идет о решении сложных стратегических проблем в науке, экономике, образовании и т.д. Что касается рутинных задач в любой сфере общественной жизни, то они могут и должны решаться традиционными методами, доказавшими свою эффективность и надежность.

Роль интеллектуальной элиты, "креативного класса" в современном обществе заключается не в постоянном обновлении знаний и технологий, а в эффективном управлении знаниями, умении предвидеть "вызовы времени" и использовать интеллектуальные, технологические, культурные ресурсы для адекватного ответа на них.

Современное образование нуждается в таких проектах инноватики, которые способныи актуализировать ресурсы внутреннего и внешнего в человеке и, как следствие, вскрыть тот социальный потенциал, который пока трудно различим.

Целью образования как социокультурного института, призванного обеспечивать преемственность развития общества, должна стать не инновационность сама по себе, как в содержательном, так и технологическим плане, а формирование среды, способствующей раскрытию творческого потенциала и стимулирующей саморазвитие личности.

Участники круглого стола предложили продолжить обсуждение в рамках Инновационного форума, который пройдет в г. Томске в мае 2010 г.