22-25 сентября 2010
Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития электронного и дистанционного обучения
ДЕВЯТАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ-ВЫСТАВКА
ЕДИНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА:
направления и перспективы развития электронного и дистанционного обучения
Россия, Новосибирск, 22-25 сентября 2010 г.
ОРГАНИЗАТОРЫ КОНФЕРЕНЦИИ
· Министерство образования и науки Российской Федерации
· Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет»
· ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» (НГТУ)
ЦЕЛЬ КОНФЕРЕНЦИИ
Обмен результатами научных исследований в области создания региональных программ интеграции систем электронного и традиционного образования в единую информационно-образовательную среду и разработки систем управления электронным обучением в традиционных университетах, апробации новых организационных форм управления учебным процессом на различных уровнях образования, в том числе магистратуры и аспирантуры, дополнительного образования и повышения квалификации, создание социально-адаптационных механизмов включения преподавателей и студентов в новые информационные среды образования, повышение уровня информационной компетентности преподавательского корпуса университетов, развития телекоммуникационной инфраструктуры, интеграция существующей системы Интернет-порталов сферы образования в новые социально-ориентированные сети, в том числе построенные с использованием технологий web 2.0/3.0. Особая задача конференции это анализ проблемной ситуации, сложившейся в России в области интеграции российского образования в мировые образовательные системы с помощью систем дистанционного и электронного обучения.
ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1. Системы и технологии автоматизации процессов обучения и управления в образовании (региональном, профессиональном): построение информационной научно-образовательной среды современного вуза, виртуальные среды обучения, электронные библиотеки, др.
2. Организационные аспекты электронного обучения: направления развития электронного обучения, менеджмент и маркетинг, экономическая эффективность электронного обучения и дистанционного обучения (ЭО и ДО), правовое поле и институциональные формы ЭО и ДО.
3. Педагогика в современной электронной среде: электронная педагогика, методика и инновации в обучении, педагогический дизайн, деятельность преподавателя и студента в электронной среде, особенности контроля знаний и аттестации обучающихся в ЭО, институт тьюторства, компетенции преподавателей и студентов в сфере ЭО.
4. Гуманитарные проблемы электронного обучения
ФОРМЫ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Пленарные и секционные заседания, мастер-классы, виртуальная выставка-презентация электронных средств учебного назначения. Доклады должны сопровождаться демонстрацией.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕЗИСОВ ДОКЛАДОВ Материалы тезисов не рецензируются, публикуются в авторской редакции. Организаторы конференции оставляют за собой право отбора тезисов для публикации их в материалах конференции. Наиболее интересные материалы конференции будут опубликованы по ее итогам в журнале «Открытое и дистанционное образование». Тезисы доклада обязательно должны содержать постановку проблемы. Если участник конференции имеет практический опыт решения задачи в рамках проблемы, тезисы доклада должны содержать способы решения поставленной задачи, основные результаты. Объем тезисов 1-2 полные страницы машинописного текста (не более 5000 знаков без пробелов), набранного в текстовом редакторе Word 6.0 и выше, шрифтом Times New Roman, 12 кеглем с одинарным межстрочным интервалом. Рекомендуемые параметры страницы – поля: верхнее — 15 мм, нижнее — 15 мм, левое — 30 мм, правое — 15 мм. Наименование тезисов печатать прописными буквами по центру, точку в конце заголовка не ставить. Фамилии авторов печатать через запятую строчными буквами по центру страницы под названием тезисов с пробелом в 1 интервал, ученую степень и звание автора не указывать, инициалы помещать перед фамилией. Рисунки должны быть сгруппированы, положение в «тексте». Ссылки на литературу в квадратных скобках, список литературы приводится в конце, оформляется по ГОСТ 7.1-2003. Материалы можно выслать при регистрации на сайте конференции . Именем файла должна быть фамилия автора или первого из соавторов. Образец оформления тезисов: ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОБЛАСТИ ИКТ ДЛЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СЕГМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В.С. Иванов, А.Д. Петров Томский государственный университет текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст Литература 1. Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие / Отв. редактор В.И. Солдаткин. – М.: Высшая школа, 2003. – 792 с. 2. Иванова Ю. В. Подготовка специалистов по дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)» / Ю. В. Иванова // Информационные технологии и технический дизайн в профессиональном образовании и промышленности : сб. материалов II Всеросс. научн.-практ. конф. — Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. — с. 175-177. |
Подать заявку необходимо до 30 июля 2010 г. по адресу http://eois.conf.nstu.ru/eois2010/ и там же через форму заявки можно отправить тезисы доклада. Ваша заявка будет рассмотрена до 15 августа 2010 г. Возможно участие в конференции без доклада (заявка обязательна). Контактные лица и телефоны: Телефон: (383) 346-07-46 Факс: (383) 315-39-56 Брауэр Вера Францевна (vfb@edu.nstu.ru) Юн Светлана Геннадьевна (yungs@edu.nstu.ru) |
Организационный взнос составляет 2900 руб. и обеспечит участнику:
Стоимость заочного участия – 600 руб. (получение сборника материалов конференции и публикация 1 тезисов). Организационный взнос участники конференции могут оплатить наличными во время регистрации, а также могут перечислить на расчетный счет Новосибирского государственного технического университета (в этом случае оргкомитет вышлет необходимые документы для оплаты). |
Заезд участников и регистрация – 22 сентября 2010 г. Дни работы конференции – 23-24 сентября 2010 г. с 10.00. В программу конференции также включены экскурсия по НГТУ и городу Новосибирску, фуршет. Размещение в гостинице НГТУ «Университетская», если это будет указано в заявке (стоимость места на человека в сутки составляет примерно 600-1600 руб. в зависимости от номера), более подробная информация будет выслана. Просим заранее позаботиться о приобретении обратных билетов. Наш адрес: 630092, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20, I корпус, 425 ауд., Институт дистанционного обучения НГТУ Проезд до остановки «метро Студенческая»: · от аэропорта «Толмачево» авт. 112, 122; · от автовокзала авт. 112, 122, 1038,1141, 1146, 1189, 1264, 1337; · от ж/д вокзала поездом метро или авт. 203, 122, 1337. |
Текущую информацию о конференции Вы можете найти на сайтах:
- Сайт конференции ЕОИС-2010: http://eois.conf.nstu.ru/eois2010/
- Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет»: http://ou.tsu.ru/
С уважением,
председатель орг. комитета конференции,
первый проректор НГТУ Г.И. Расторгуев
Решение конференции
В целях интеграции деятельности образовательных и научных учреждений России по созданию единого образовательного информационного пространства г. Новосибирске на базе Новосибирского государственного технического университета с 22 по 25 сентября 2010 года проходила девятая Международная научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития электронного и дистанционного обучения».
Организаторы конференции — Министерство образования и науки Российской Федерации, Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет» (АСОУ) и Новосибирский государственный технический университет (НГТУ).
Цели конференции:
- Обмен результатами научных исследований в области создания региональных программ интеграции систем электронного и традиционного образования в единую информационно-образовательную среду и разработки систем управления электронным обучением в традиционных университетах, апробации новых организационных форм управления учебным процессом на различных уровнях образования, в том числе магистратуры и аспирантуры, дополнительного образования и повышения квалификации, создание социально-адаптационных механизмов включения преподавателей и студентов в новые информационные среды образования, повышение уровня информационной компетентности преподавательского корпуса университетов, развития телекоммуникационной инфраструктуры, интеграция существующей системы Интернет-порталов сферы образования в новые социально-ориентированные сети, в том числе построенные с использованием технологий web 2.0/3.0. Особая задача конференции это анализ проблемной ситуации, сложившейся в России в области интеграции российского образования в мировые образовательные системы с помощью систем дистанционного и электронного обучения.
- Обсуждение достижений в области научно-педагогического, нормативно-правового обеспечения применения информационных технологий в образовании, формирования организационных технологий электронного дистанционного и корпоративного обучения, создания электронных средств учебного назначения и системы электронных библиотечных ресурсов по уровням образования, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной адаптации специалистов в области информационных технологий, развития. Особое внимание на конференции было уделено вопросам создание корпоративной сети и созданию единого научно-образовательного пространства.
Общее число участников составило 116 человек из 19 городов Российской Федерации и Казахстана, регионов Сибири, Дальнего Востока, Урала и из Москвы. Представители 15 вузов России и Казахстана приняли участие в конференции. В числе участников конференции – руководители органов управления образованием субъектов РФ, руководители и представители вузов России и Республики Казахстан, заинтересованные в развитии сетевого взаимодействия и имеющие опыт в реализации образовательных программ в формате электронного обучения.
Работа конференции была организована по четырем секциям:
- Секция А. Системы автоматизации процессов обучения и управления в образовании
- Секция B. Технологии процессов электронного и дистанционного обучения
- Секция C. Организационные аспекты электронного обучения
- Секция D. Педагогика и гуманитарные проблемы в современной образовательной электронной среде.
Было заслушано 43 доклада. В рамках конференции были проведены мастер-классы «Использование информационных технологий в организации и управлении учебным процессам».
Конференция отмечает следующее.
Ключевым фактором в создании единого научно-образовательного пространства является развитие информационно-коммуникационных технологий. ИКТ определены практически во всех странах мира как приоритетное направление экономического развития государства. Наличие развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, рынка индустрии ИТ-услуг и ИТ-продуктов являются необходимыми условиями достижения конкурентного преимущества любого государства. Особенно важны эти преимущества в условиях продвижения к информационному обществу, глобализации сетевого взаимодействия. В научно-образовательной сфере формирование корпоративных сетей, как основы сетевого взаимодействия университетов и научных центров приводит к резкому усилению эффективности их совместной деятельности, опережающего характера исследований и образовательных программ, ускорению внедрения результатов работ, достижению положительных социальных эффектов.
Современный этап развития электронного и дистанционного обучения (ЭиДО) характеризуется появлением новых средств и технологий, связанных с развитием мультимедийности и интерактивности электронных учебных материалов, использованием сервисов Web 2.0, аудиовизуальных коммуникаций, mobile-learning и т.п. Это приводит не только к созданию новых моделей и технологий ЭиДО (ТПУ, ТГУ, НГТУ, ОмГТУ, ОмГУ), но и к усложнению действующих и, казалось бы, устоявшихся систем ДО (ТУСУР).
Одним из актуальных направлений, рассмотренных в рамках тематики конференции, являются вопросы повышения качества и экспертизы разрабатываемых в вузах средств ЭиДО. Полноценное решение этих вопросов возможно при соответствующей организации совместных вузовских работ.
В связи с этим, конференция выделяет в качестве главных направлений совместной деятельности в области информатизации образования, развития электронного и дистанционного обучения:
- усиление корпоративности и расширение сетевого взаимодействия учреждений образования всех уровней, научно-исследовательских институтов и предприятий-партнеров, в том числе на базе формирования единой образовательной информационной среды АСОУ;
- сохранение и развитие существующей корпоративной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры сферы образования, включая научно-образовательную сеть RUNNet, спутниковую сеть телепорта Томского государственного университета, инфраструктуру ресурсных центров, созданных в рамках федеральных целевых, отраслевых и региональных программ информатизации;
- исследование вопросов повышения качества электронного обучения, разработка нормативного обеспечения, в том числе процедур экспертизы, качества разрабатываемых в вузах средств ЭиДО.
Исходя из этого, конференция рекомендует:
1. Министерству образования и науки РФ
1.1. Способствовать принятию нормативных документов по дистанционному обучению, по качеству электронного обучения. Инициировать разработку, экспертизу, организовать утверждение нормативных документов, регламентирующих осуществление совместных образовательных программ вузов в системе электронного и дистанционного обучения.
1.2. Способствовать сохранению, поддержке и развитию существующих корпоративных телекоммуникационных образовательных сетей, включая научно-образовательную сеть RUNNet, спутниковую сеть телепорта Томского государственного университета, существующей инфраструктуры региональных ресурсных центров.
1.3. Уделять особое внимание и поддерживать инициативу регионов в разработке комплексных межрегиональных проектов в области информатизации образования, электронного и дистанционного обучения, учитывать предложения регионов по направленности проектов, отдавать приоритет проектам, финансируемым на долевой основе из федерального и региональных бюджетов.
1.4. Разработать и внедрить удобные инструменты для занесения данных о деятельности вузов в шаблоны, предлагаемые МОиН, в форме позволяющей избегать ручного ввода.
2. Органам исполнительной и законодательной власти субъектов РФ
2.1. Содействовать инициативам образовательных учреждений в формировании и развитии единой региональной информационно-образовательной среды, включая банк инновационных решений в области электронного и дистанционного обучения.
2.2. Поощрять любые формы кооперации образовательных учреждений различных уровней в развитии единого образовательного информационного регионального пространства.
3. Руководителям учреждений образования:
3.1. Развивать ассоциативную деятельность по разработке и реализации совместных образовательных программ и социальных проектов.
3.2. Разрабатывать совместные проекты с учреждениями и органами управления общего среднего, начального и среднего профессионального образования по ресурсному, методическому и технологическому обеспечению образовательных программ.
3.3. Рассмотреть возможность использования разработок вузов ассоциации (включая программы повышения квалификации преподавателей) в деятельности учреждений образования.
Конференция поручает:
Совету Ассоциации «Сибирский открытый университет»:
1.1. Подготовить предложения в адрес Министерств образования и науки Российской Федерации и Республики Казахстан о развитии единого научно-образовательного пространства России и Казахстана.
1.2. Совместно с вузами Ассоциации, имеющими опыт работы в области телевидения, региональными телерадиокомпаниями и провайдерами кабельного телевидения разработать проект развития познавательного телевидения на территории двух государств.
1.3. Организовать работу научных и образовательных учреждений по дальнейшему развитию комплексных межрегиональных проектов в области информатизации образования и социальной сфере.
1.4. Проработать проект распределенного ДАТА-центра для вузов Ассоциации на основе суперкомпьютерных центров вычислений.
1.5. Организовать работу по проведению анализа, подготовке обзора и разработке рекомендаций по использованию правовых норм при лицензировании программного обеспечения.
1.6. Организовать деятельность по разработке для вузов Ассоциации СОУ внутреннего стандарта электронного и дистанционного обучения, включающего все необходимые нормативные документы (регламенты проведения видеолекций, дистанционных семинаров и вебинаров, консультаций и т.д.).
1.7. Десятую Международную научно-практическую конференцию «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» провести в сентябре 2011 года.
1.8. Опубликовать материалы конференции по наиболее важным вопросам в очередном номере журнала «Открытое и дистанционное образование».
1.9 Организовать виртуальную постоянно действующую выставку-семинар разработок продуктов вузов-членов ассоциации на сайте АСОУ.
1.10. С использованием инструментов АСОУ развивать и распространять опыт совместного освоения, технологического и методического внедрения новых программных решений, предлагаемых на рынке и разработчиками вузов (продукты Adobe, e-Presence, DiSpace и др.).
1.11. Организовать работу по формированию в рамках АСОУ комплексных НИР по гуманитарным проблемам электронного и дистанционного обучения и публикации результатов в коллективной монографии.
1.12. Признать положительным опыт ТГУ в области педагогики web 2.0.
Участники конференции выражают благодарность руководству Ассоциации и ректорату Новосибирского государственного технического университета за высокий уровень организации конференции и проведения всех ее мероприятий.
Решение принято на заключительном пленарном заседании 24 сентября 2010 года.
проректор по информатизации Томского государственного университета,
исполнительный директор Ассоциации «Сибирский открытый университет»
Новосибирского государственного технического университета