9-11 сентября 2002 г.
приказ Министерства образования РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
ПРИКАЗот 26.07.2002 N 2927 О всероссийской научно-практической конференции-выставке «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития». |
В целях интеграции деятельности образовательных и научных учреждений России по созданию единого образовательного пространства, с учетом предложений вузов Урала, Сибири и Дальнего Востока и инициативы Томского государственного университета и Российского государственного института открытого образования ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Провести 10-13 сентября 2002 г на базе Томского государственного университета всероссийскую научно-практическую конференции-выставку «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» (далее — конференция). 2.Утвердить организационный комитет конференции (приложение ¦1) и рабочую группу оргкомитета конференции (приложение ¦2) . 3. Томскому государственному университету (Г.В.Майеру) и Российскому государственному институту открытого образования (В.И.Солдаткину) обеспечить подготовку и организацию проведения конференции. 4. Управлению информационных технологий в образовании (А.А.Полякову) оказывать информационную и организационную поддержку конференции. 5.Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Ю.В.Шленова. |
||
И.о. Министра | А.Ф.Киселев |
информационное письмо МО РФ N1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА 05.07.2002 N37-55-104ин/01-11 О Всероссийской научно-практической конференции — выставке «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» (10-13 сентября 2002 г., Томск) |
Ректорам (директорам) образовательных учреждений, органам управления образования субъектов Российской Федерации, председателям Советов ректоров |
С 10 по 13 сентября 2002 года в Томском государственном университете будет проходить Всероссийская научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития».
Основные организаторы конференции — Министерство образования Российской Федерации, Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет» (АСОУ), Российский государственный институт открытого образования (РГИОО) и Томский государственный университет (ТГУ).
Цель конференции — обсуждение достижений и результатов в области научно-педагогического, нормативно-правового обеспечения применения информационных технологий в образовании, создания электронных средств учебного назначения и системы электронных библиотечных ресурсов по уровням образования, повышения квалификации, переподготовке и профессиональной адаптации специалистов в области информационных технологий, развития телекоммуникационной инфраструктуры, создания системы Интернет-порталов сферы образования, включая федеральные образовательные порталы по уровням образования и предметным областям, специализированные порталы. Тематика конференции будет охватывать методологические, научные, учебно-методические, технологические и организационные вопросы формирования единого образовательного информационного пространства России на всех уровнях получения образования.
В работе конференции принимают участие руководители Министерства образования Российской Федерации, представители министерств образования стран-участников СНГ, руководители органов управления образования субъектов Российской Федерации, председатели Советов ректоров Урала, Сибири и Дальнего Востока, руководители и представители вузов Российской Федерации и стран СНГ.
Подробную информацию о мероприятии Вы можете найти на сайтах:
- Российский портал открытого образования OPENET.RU: http://www.openet.ru;
- Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет» http://ou.tsu.ru;
- Институт дистанционного образования ТГУ: http://ido.tsu.ru.
Министерство образования Российской Федерации считает, что Всероссийская научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» позволит всесторонне проанализировать итоги и наметить новые решения в области информатизации образования, создания эффективных корпоративных, региональных и федеральных образовательных систем, представит широкой вузовской общественности информацию о современном уровне использования наукоёмких технологий в образовании. Приглашаем принять участие.
Ю.В.Шленов
организационный комитет
Шленов Ю.В.
заместитель Министра образования Российской Федерации
(председатель)
Поляков А.А.
начальник Управления информационных технологий в образовании
(заместитель председателя)
Майер Г.В.
ректор Томского государственного университета
(заместитель председателя)
Солдаткин В.И.
директор Российского государственного института открытого образования
(заместитель председателя)
Васильев В.Н.
ректор Санкт-Петербургского института точной механики и оптики (технического университета)
Востриков А.С.
ректор Новосибирского государственного технического университета
Геринг Г.И.
ректор Омского государственного университета
Глок Л.Э.
начальник управления образования Томской области (по согласованию)
Захаров Ю.А.
ректор Кемеровского государственного университета
Зинченко В.И.
зам. главы администрации Томской области (по согласованию)
Кабалдин Ю.Г.
ректор Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета
Кирюшин Ю.Ф.
ректор Алтайского государственного университета
Плутенко А.Д.
ректор Амурского государственного университета
Подлесный С.А.
ректор Красноярского государственного технического университета
Малышев Н.Г.
директор Государственного научно-исследовательского института информационных образовательных ресурсов
Рогов Г.М.
ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета
Турмов Г.П.
ректор Дальневосточного государственного технического университета
Тихонов А.Н.
директор Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика»
Третьяков В.Е.
ректор Уральского государственного университета
Суворов А.А.
главный Федеральный инспектор Российской Федерации в Томской области (по согласованию)
рабочая группа оргкомитета
Поляков А.А.
начальник Управления информационных технологий в образовании — председатель
Майер Г.В.
ректор Томского государственного университета — заместитель председателя
Солдаткин В.И.
директор Российского государственного института открытого образования — заместитель председателя
Востриков А.С.
ректор Новосибирского государственного технического университета
Геринг Г.И.
ректор Омского государственного университета
Захаров Ю.А.
ректор Кемеровского государственного университета
Кирюшин Ю.Ф.
ректор Алтайского государственного университета
Плутенко А.Д.
ректор Амурского государственного университета
Подлесный С.А.
ректор Красноярского государственного технического университета
Турмов Г.П.
ректор Дальневосточного государственного технического университета
Третьяков В.Е.
ректор Уральского государственного университета
информационное письмо оргкомитета
В целях интеграции деятельности образовательных и научных учреждений России по созданию единого образовательного информационного пространства, на основании приказа Министра образования Российской Федерации с 9 по 11 сентября 2002 года в Томском государственном университете будет проходить Всероссийская научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития».
Основные организаторы конференции — Министерство образования Российской Федерации, Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет» (АСОУ), Российский государственный институт открытого образования (РГИОО) и Томский государственный университет (ТГУ).
Цель конференции — обсуждение достижений и результатов в области научно-педагогического, нормативно-правового обеспечения применения информационных технологий в образовании, создания электронных средств учебного назначения и системы электронных библиотечных ресурсов по уровням образования, повышения квалификации, переподготовке и профессиональной адаптации специалистов в области информационных технологий, развития телекоммуникационной инфраструктуры, создания системы Интернетvпорталов сферы образования, включая федеральные образовательные порталы по уровням образования и предметным областям, специализированные порталы. Тематика конференции будет охватывать методологические, научные, учебно-методические, технологические и организационные вопросы формирования единого образовательного информационного пространства России на всех уровнях получения образования.
Работа конференции будет организована по следующим секциям:
- Региональные программы информатизации образования;
- Методологическое и научно-методическое обеспечение информатизации образования;
- Нормативно-правовое обеспечение ОДО и организационные формы реализации образовательных программ;
- Создание электронных средств учебного назначения;
- Подготовка кадров для работы с использованием информационных технологий;
- Телекоммуникационная инфраструктура единой образовательной среды России;
- Интернет-порталы и их роль в образовании;
- Автоматизированные информационные системы в образовании и науке;
- Социально-гуманитарные проблемы информатизации;
- Информационная безопасность единой образовательной информационной среды.
В работе конференции принимают участие руководители Министерства образования Российской Федерации, представители министерств образования стран-участников СНГ, руководители органов управления образования субъектов Российской Федерации, председатели Советов ректоров Урала, Сибири и Дальнего Востока, руководители и представители вузов Российской Федерации и стран СНГ.
Министерство образования Российской Федерации считает, что Всероссийская научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» позволит всесторонне проанализировать итоги и наметить новые решения в области информатизации образования, создания эффективных корпоративных, региональных и федеральных образовательных систем, представит широкой вузовской общественности информацию о современном уровне использования наукоёмких технологий в образовании.
Приглашаем Вас принять участие в конференции.
Для этого Вам необходимо до 26 августа 2002 года прислать заявку на участие и тезисы доклада. До 30 августа 2002 г. Ваша заявка будет рассмотрена и Вам будет выслано приглашение на конференцию.
Материалы конференции будут опубликованы по ее итогам и должны быть присланы в адрес оргкомитета не позднее 5 сентября 2002 г.
Тезисы доклада обязательно должны содержать постановку проблемы. Если участник конференции имеет практический опыт решения задачи в рамках проблемы, тезисы доклада должны содержать способы решения поставленной задачи, основные результаты. Объем тезисов 1-2 полные страницы машинописного текста, набранного в текстовом редакторе Word 6.0 — 8.0 шрифтом Times New Roman Cyr, 12 кеглем с одинарным межстрочным интервалом.
Рекомендуемые параметры страницы — поля: верхнее — 15 мм, нижнее — 15 мм, левое — 30 мм, правое — 15 мм. Наименование тезисов печатать прописными буквами по центру, точку в конце заголовка не ставить. Фамилии авторов печатать через запятую строчными буквами по центру страницы под названием тезисов с пробелом в 1 интервал, ученую степень и звание автора не указывать, инициалы помещать перед фамилией. Список литературы приводится в конце. Документы, пересылаемые по e-mail, должны быть посланы как attachment.
Регистрация участников семинара проводится с 20 июля по адресу: http://linux.ido.tsu.ru/conf2002/
Заявки также можно присылать по e-mail yanson@ido.tsu.ru
и обязательно дублировать по e-mail mozhaeva@ido.tsu.ru
Контактный телефон: (3822) 42 60 94.
Факс:(3822) 42 64 48
Контактные лица:
Можаева Галина Васильевна,
Тубалова Инна Витальевна,
Томко Яна Анатольевна.
Возможно участие в конференции без доклада (заявка обязательна).
Организационный взносв размере 600 руб. участники конференции должны оплатить наличными во время регистрации или перечислить на расчетный счет Ассоциация «Сибирский открытый университет» с обязательной пометкой «Оргвзнос за участие в конференции ЕОИС» и указанием своей фамилии и инициалов.
Банковские реквизиты Ассоциации:
ссоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет»
ИНН 7018044322
Р.сч. 40703810800000000717 Филиал АБ «Газпромбанк» (ЗАО) в г. Томске
БИК 046902758
К.сч. 30101810800000000758
Заезд участников и регистрация — 8 сентября с 9.00, 9 сентября с 9.00.
Начало работы конференции — 9 сентября в 10.00.
Отъезд участников — 12 сентября.
В программу семинара также включены экскурсии по музеям ТГУ, концерт творческих коллективов ТГУ, товарищеский ужин.
Наш адрес:
Томск, пр. Ленина, 36. Гл. корпус ТГУ.
Проезд до остановки «Университет» авт. 119 от аэропорта, авт. 12, тролл. 4, маршрутное такси 2, 4, 12, 26, 29, 35 от ж/д и автовокзалов. Размещение в гостиницах города. Просим заранее позаботиться о приобретении обратных билетов.
Форма заявки
|
Текущую информацию о конференции Вы можете найти на сайтах:
- Российский портал открытого образования OPENET.RU: http://www.openet.ru
- Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет»: http://ou.tsu.ru/
- Институт дистанционного образования ТГУ: http://ido.tsu.ru
выставка
В рамках Всероссийской научно-практической конференции-выставки LЕдиная образовательная информационная среда: проблемы и пути развития¦, проводимой в Томском государственном университете 9-11 сентября 2002 г., будет организована выставка, представляющая информационно-образовательные ресурсы вузов v участников Ассоциации LСибирский открытый университет¦. Цель выставки v показать потенциал и возможности участия регионов в реализации программы создания единой информационной образовательной среды России.
Для участия в выставке Вам необходимо заполнить анкету по прилагаемой форме и выслать ее по указанным ниже адресам.
|
Мы можем изготовить для Вас стенды. Для этого Вам необходимо до 8 августа 2002 г. прислать материалы для подготовки стендов размером 120*80 см в виде файлов в формате Word 6.0 — 8.0 с включением рисунков и схем и с приложением рисунков отдельными файлами в формате .jpg или .gif.
Стоимость изготовления одного стенда v 6 000 руб. Вы можете заказать изготовление двух стендов, которые по завершении выставки будут переданы Вашему университету по доверенности. Для изготовления стендов необходимо перевести средства на счет Ассоциации СОУ с пометкой LЗа участие в выставке¦ и указанием Вашего университета.
Банковские реквизиты Ассоциации:
Ассоциация образовательных и научных учреждений LСибирский открытый университет¦
ИНН 7018044322
Р.сч. 40703810800000000717 Филиал АБ LГазпромбанк¦ (ЗАО) в г. Томске
БИК 046902758
К.сч. 30101810800000000758
Все материалы просим присылать по e-mail: mozhaeva@ido.tsu.ru
и дублировать по e-mail:demkin@ido.tsu.ru, yanson@ido.tsu.ru
Факс: (3822) 42-64-48
Контактный телефон: (3822) 42-60-94(до 5 августа), 42-64-48 (после 5 августа)
информационное письмо МО РФ N2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА 13.08.2002 N37-55-141ин/01-11 О переносе сроков проведения Всероссийской научно-практической конференции — выставки «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» (9-11 сентября 2002 г., Томск) |
Ректорам (директорам) образовательных учреждений, органам управления образования субъектов Российской Федерации, председателям Советов ректоров |
В связи с провдением коллегии Министерства образования Российской Федерации, посвященной юбилею системы российского образования, срок проведения Всероссийской научно-практической конференции-выставки «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» на базе Томского государственного университета переносится на 9-11 сентября 2002 г.
Подробную информацию о мероприятии Вы можете найти на сайтах:
- Российский портал открытого образования OPENET.RU: http://www.openet.ru;
- Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет» http://ou.tsu.ru;
- Институт дистанционного образования ТГУ: http://ido.tsu.ru.
А.Ф.Киселев
график работы конференции
8 сентября
|
9 сентября
|
10 сентября
|
11 сентября
|
структура работы
|
программа
Уважаемые коллеги!
Обращаем Ваше внимание на то, что мы продолжаем принимать заявки.
Программа обновляется ежедневно.
Пленарное заседание
- Зинченко В.И., зам. губернатора Томской обл.
Приветствие участникам конференции - Шленов Ю.В.
Приветствие участникам конференции - Тихонов А.Н.
Приветствие участникам конференции - Монахов С.В.
Проект «Поколение.ru»: опыт переподготовки школьных учителей в области современных информационных технологий - Солдаткин В.И.
Информационно-образовательная среда открытого образования: институциональные преобразования - Майер Г.В.
Научно-образовательные порталы в системе ДО - Хоружников С.Э.
Состояние и перспективы развития сети RUNNET - Востриков А.С., Гужов В.И., Казанская О.В.
Роль технического университета в формировании информационной образовательной среды (проблемы, решения, перспективы) - Григорьев С.Г., Гриншкун В. В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В.
Разработка концепции образовательных электронных изданий и ресурсов - Терехов И.В.
Нужна ли вузу ERP система?
Секция 1. Региональные программы информатизации образования
- Глок Л.Э.
Программа информатизации Томской области - Афанасьев К. Е., Захаров Ю.А., Попов Ю.С.
Программа развития единой образовательной информационной среды Кемеровской области - Шуваев Д. Н., Колданов А.П., Медведев Т.В.
Нижегородский госуниверситет и реализация областной целевой программы «Дистанционное образование» - Панин М. С., Сыдыков Е.Б., Мадиев Т.Б.
Программа развития информатизации Семипалатинского государственного университета имени Шакарима - Яковлев Ю. Б.
Базовая структура устойчивого развития информатизации общего образования - Фомин Г.Г., Солдатов А.Н.
Целесообразность использования правовой защиты в ОДО и возможности её реализации - Кирюшин Ю.Ф., Максимов А.В.
О роли АГУ в создании и развитии регионального информационного наполнения компьютерных телекоммуникаций - Беспалов В.Н., Гаврилов В.Л., Жизняков Н.С.
Спутниковая информационная система «Образование из космоса» в Волгоградской области - Максимов В.В.
Профессиональная переподготовка организаторов информатизации образовательных учреждений - Берцун В.Н., Старченко А.В., Сущенко С.П.
О системе подготовки специалистов по суперкомпьютерным технологиям - Выговский Л.А., Ружников Г.М., Ченских В.Р., Бужигеева В.А., Дурасов В.А., Костин А.К., Манцивода А.В., Троицкая Н.Е.
Проект областной программы создания региональной компоненты ЕОИС
Секция 2. Методологическое, научно-методическое и кадровое обеспечение информатизации образования
- Конюх В.Л., Михайлишин А.Ю.
Интеграция науки и образования в Кузбассе - Стародубцев В.А., Федоров А.Ф.
Проблема трансфера знаний в открытой информационной системе - Карякин Ю. В.
Структурное моделирование деятельности преподавателя — основа проектирования учебного курса - Абакумова Н. Н.
Возможности реализации аксиологического подхода в дистанционном образовании - Джусубалиева Д.М.
Дистанционное обучение — интенсивная форма образования в XXI веке, основанная на интерактивных методах обучения - Щенников С.А., Чернявская А.Г., Теслинов А.Г.
Научные проблемы информатизации профессионального образования - Талипов С.Н.
Современные программные средства для базовой подготовки работников сферы образования - Струнин В.И., Тимкин С.Л., Музыка Л.В.
Эксперимент по применению ДО-технологии в преподавании дисциплины КСЕ в ОмГУ - Нуриахметов Р. Р.
Индивидуальный подход в преподавании информатики в медицинском вузе - Короченцев В. В.
Необходимость тестирования в школьном образовательном процессе - Земляков И.Ю.
Кроссплатформенная система дистантного обучения и контроля знаний - Пеккер Я.С., Бразовский К.С.
Оценка и коррекция функционального состояния организма в режиме реального времени на основе полиграфических измерений, проводимых удаленными терминалами - Карнаухов Д. А. Широкова М.Н.
Медико-психологическая экспертиза информационной образовательной технологии - Закотнова П.В.
Оценка тьютором учебно-методических материалов в системе ДО - Фокин В.А., Карась С.И., Казанцева Н.В.
Coсhrane collaboration — информационная среда обучения доказательной медицине - Михайлишин А.Ю.
Разработка научно-методического обеспечения для имитационного моделирования функционирования сложных систем - Скок Г.Б.
Реализация новой образовательной парадигмы в системе дистанционного образования при повышении квалификации преподавателей
Секция 3. Создание электронных средств учебного назначения
- Красильникова В. А., Казарина Т.Н., Заварихин А.Е., Мубассаров И.Р.
Электронные компоненты информационно-образовательной среды - Шуваев Д. Н., Шуваев Д.Н.
Дидактические принципы как гарантия качества при разработке электронных учебных пособий - Кузин Д. А.
Подготовка и интеграция информационных ресурсов для сопровождения учебного курса - Вымятнин В.М., Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В.
Технология производства мультимедиа курсов - Дегтярева Н. А. А.И. Башмаков, А.И. Владимиров, В.А. Грачев, Н.А. Дегтярева, Д.Н. Жедяевский, Ю.Г. Круглов, В.В. Попов, А.В., Сазонова, М.Н. Филатова, Харин А.А.
Технологии и средства развития творческих способностей обучаемых - Яковлева А. Г.
Электронные пособия как средство повышения адаптивности обучения младших школьников - Волков А.К., Меламуд М.Р.
Оценка эффективности электронных учебно-методических материалов - Адамадзиев К.Р.
Опыт Дагестанского государственного университета по разработке и использованию обучающих и контролирующих программ по экономическим дисциплинам - Джусубалиева Д.М.
Электронные и мультимедиа учебники — неотъемлемое условие интерактивного обучения в дистанционном образовании - Раводин О. М., Зайцев А.П., Шелупанов А.А.
Организация лабораторных практикумов в системе дистанционного обучения - Толстик А. М.
Интерференция света в тонких плёнках: компьютерные эксперименты - Бондарева С. Г., Н.А. Завалко
Процесс организации дистанционного обучения в условиях университета - Завалко Н. А., Феоктистова Е.А.
Проблемы конструирования электронных учебников по английскому языку - Дворкин П. Л., Топчий В.А., Бондаренко К.В.
Интернет-сайт «Электронный учебник по теории вероятностей» - Дубнищева Т. Я. Мицель А. А., Веретенников М. В.
Новая версия электронного учебника по дисциплине «Концепции современного естествознания» - Мицель А. А. Романенко В.В., Клыков В.В.
Мультимедийный электронный учебник «Вычислительная математика» - Корюкина Е. В.
Электронный курс «Моделирование процессов в физике и биологии» на основе MAPLE - Воробейчикова О.В., Новикова Т.В., Фокин В.А.
Особенности компьютерного тестирования знаний в дистанционном образовании и сертификациии специалистов - Бабешко В.Н.
О необходимости учета пользовательских предпочтений при оценке качества программных комплексов для образовательных сред - Тубалова И.В.
Принцип учебно-методического комплекта электронных дидактических средств как основа электронного образовательного продукта - Трухин А.В.
Об использовании виртуальных лабораторий в образовании - Авраменко В.Е., Довгун В.П.
Виртуальный лабораторный практикум для дисциплин электротехнического и радиотехнического профиля - Иванов Г.Ф., Савельев Г.Г., Смолова Л.М., Стась Н.Ф.
Учебный комплекс для дистанционного изучения химии - Стась Н.Ф.
Авторский комплект обучающих программ по химии - Буров А.В.
Электронные учебные тренажеры в курсе «Бизнес-планирование» - Пугачев А. А.
Проектирование и разработка инструментальных программных средств - Гужов В.И., Козлов В.М., Пинтус Е.С.
Создание банка данных тестовых заданий
Секция 4. Телекоммуникационная инфраструктура единой образовательной среды России
- Махорин А.И., Попов В.Ф.
Система телекоммуникаций Томской области - Ержанов Н.Т.
Развитие телекоммуникационной инфраструктуры в КарГУ им. Е.А.Букетова - Пляскин М. Ю., Майстренко В.А.
Развитие корпоративной сети Омского государственного технического университета как фрагмента единой образовательной сети Омского региона - Белоглазова Л. Б.
Организация интранет в профессиональной школе - Тупицин Д. Н. Детинко М.В.
Межшкольный web-сервер города Томска. - Жизняков Н.С., Лузин В.П.
Использование мультимедийных платформ спутниковых широкополостных сетей передачи данных в телекоммуникационной инфраструктуре единой образовательной среды России
Секция 5. Интернет-порталы и их роль в образовании
- Лобачев С. Л.
Первый опыт внедрения типового ПО информационно-образовательной среды открытого образования - Вымятнин В.М.
«Электронный университет»: опыт создания образовательного портала - Красильникова В. А., Дрючатый Г.Ф., Заварихин А.Г.
Один из подходов к созданию и поддержанию образовательного портала - Мкртумова И.В., Козин А.Н.
Интернет-система дистанционного асинхронного обучения инвалидов в Татарском институте содействия бизнесу (ТИСБИ) - Тимкин С.Л., Струнин В.И.
К созданию каталога электронных дидактических средств вузов-членов Ассоциации «СОУ» - Олейников Б.В., Николаева Л.Г., Шичкина А.В.
Технология каталогизации информационных образовательных ресурсов как основа создания учебно-образовательного информационного центра университета - Карпик А. П., Жежко Л.В., Калинин И.П.
Интернет — магазин учебно-методических материалов вузов Сибирского региона - Афоничкин А. И., Драгунова И.В.
Образовательный Интернет-портал как инструмент интеграции образования в регионе - Николаева Л. Г., Шичкина А.В.
Технология каталогизации информационных образовательных ресурсов как основа создания учебно-образовательного информационного центра университета - Якунина Е. Н.
WEB-зоомузей на базе Lotus Notes/Domino. - Гордов Е. П. Крутиков В.А., Лыкосов В.Н., Михалев А.В., Полищук Ю.М., Тарасова Н.П., Фазлиев А.З.
Научно-образовательные информационно-вычислительные системы и порталы для наук об окружающей среде - Гордов Е. П. Гордов Е.П., Крутиков В.А., Лыкосов В.Н., Михалев А.В., Фазлиев А.З.
Веб-портал по атмосферной физике, как элемент информационно-образовательной среды для непрерывного образования - Гордов Е. П. Гордов Е.П., Крутиков В.А., Полищук Ю.М., Фазлиев А.З.
Веб-портал по Сибири, как элемент информационно-образовательной среды
Секция 6. Автоматизированные информационные системы в образовании и науке
- Береговой В.И., Кантор С.А., Крючкова Е.Н., Хомутов С.О.
Автоматизированная система для организации дистанционного обучения в Алтайском государственном техническом университете - Гудов А. М., Афанасьев К.Е., Третьякова И.В.
Создание интегрированной аналитической системы управления Кемеровским госуниверситетом - Сущенко С.П.
Автоматизированная информационная система Томского государственного университета - Ширяев В.И., Панов С.А., Кувшинов Б.М., Лепинин Е.Ф., Ширяева Н.И., Брагина А.А.
О некоторых задачах управления образовательным процессом в современных условиях - Талипов С.Н.
Опыт создания автоматизированной системы управления ВУЗом - Горчаков Л. В.
Реализация удаленного доступа к информационным ресурсам - Веденеев П. В., Красильникова В. А.
Программно-информационная поддержка эксперимента ЕГЭ подсистемой «Приемная комиссия» информационной системы Оренбургского государственного университета - Епанчинцева О. Л.
Технология проведения приемной кампании в связи с введением ЕГЭ - Стась А. Н., Стахин Н. А., Чуков А.Н., Горчаков Л.В.
Автоматизированная система приема вступительных экзаменов - Мищук Б.Р.
О создании системы управления инновационными процессами комплекса педагогического и общего образования Томской области на базе Томского государственного педагогического университета - Шергин Д. А. Детинко М.В., Тупицин Д.Н.
Сайт http://rff.tsu.ru/ как основа информационного обеспечения учебно-научной деятельности радиофизического факультета ТГУ - Полежаев В. Д. Полежаева М.В.
Разработка автоматизированного комплекса проведения вступительных испытаний в вуз - Терехов И.В.
Информационная система «Университет»: назначение, возможности, особенности внедрения и поддержки
Секция 7. Социально-гуманитарные проблемы информатизации
- Лукина Н.П.
Информационное общество как объект научного исследования - Ладов В.А.
Человеческое сознание и искусственный интеллект - Можаева Г.В.
Теория информации в современном источниковедении - Свистунов В.Н.
Способы порождения знания в различных культурах - Нургалеева Л.В.
Этический императив сетевой культуры - Рожнева Ж.А.
Политические репрессии в СССР на страницах Internet - Мишанкина Н.А.
Информационный потенциал слова: проблема представления в машинном словаре - Лоскутникова В.М.
Антропологические аспекты информатизации современного образования - Петров А.В.
Форма обратной связи в модели сетевого образования - Абакумова Н. Н.
Гуманитарные ценности дистанционного образования - Новикова Т.В.
Классификация систем медицинской информатики и её применение в образовательном процессе - Паскаль М.В.
Структура текстового значения. Образ слова
Секция 8. Информационная безопасность единой образовательной информационной среды
- Агибалов Г.П.
О криптографических методах защиты информации в единой образовательной информационной среде - Агибалов Г.П., Скутин А.А.
О центре доверия для сертификации открытых ключей криптографической защиты в единой образовательной информационной среде - Агибалов Г.П., Лесных А.Ю.
Об информационной безопасности вычислений на кластере коллективного пользования - Агибалов Г.П., Скутин А.А.
К синтезу безопасных корпоративных информационных систем для единой образовательной информационной среды
решение конференции
В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.07.2002 © 2927 в г. Томске на базе Томского государственного университета с 9 по 11 сентября 2002 года проходила Всероссийская научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития». Основные организаторы конференции — Министерство образования Российской Федерации, Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет» (АСОУ), Российский государственный институт открытого образования (РГИОО) и Томский государственный университет (ТГУ).
Цель конференции — обсуждение хода выполнения Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Обсуждались достижения в области научно-педагогического, нормативно-правового обеспечения применения информационных технологий в образовании, создания электронных средств учебного назначения и системы электронных библиотечных ресурсов по уровням образования, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной адаптации специалистов в области информационных технологий, развития телекоммуникационной инфраструктуры, создания системы Интернет-порталов сферы образования. Тематика конференции охватывала методологические, научные, научно-методические, учебно-методические, технологические и организационные вопросы формирования единого образовательного информационного пространства России на всех уровнях получения образования.
Участниками конференции были 152 человека из 26 городов Центрального региона России, Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также Казахстана (Семипалатинский государственный университет им. Шакарима), Великобритании (университет Оксфорда), Австрии (университет Зальцбурга). В числе участников были ректоры вузов России, руководители и представители учреждений и организаций системы образования. В работе конференции принял участие первый заместитель Министра образования Российской Федерации В.А.Болотов.
Работа конференции была организована по следующим секциям.
- Региональные программы информатизации образования.
- Телекоммуникационная инфраструктура единой образовательной среды России.
- Методологическое, научно-методическое и кадровое обеспечение информатизации образования.
- Создание электронных средств учебного назначения.
- Интернет-порталы и их роль в образовании.
- Автоматизированные информационные системы в образовании и науке.
- Социально-гуманитарные проблемы информатизации.
Было заслушано 108 докладов по всем секциям.
Конференция отмечает:
Мировые тенденции, сложившиеся в сфере образования, неизбежно ведут к превращению образовательной сферы в открытую систему. Развитие информационных и сетевых технологий обеспечивает процессы интернационализации образовательной деятельности, когда происходит «стирание границ» между национальными образовательными системами. Информатизация является одним из важных направлений развития российской системы образования, создания единой образовательной информационной среды.
Сегодня процесс информатизации охватил практически все уровни образования. Однако информатизация учебного процесса и научной деятельности требует прежде всего наличия квалифицированных кадров: преподавателей и специалистов, имеющих знания в области современных информационных технологий. Такие специалисты сосредоточены в вузах. Поэтому необходимо использовать накопленный кадровый потенциал вузов для организации широкомасштабной подготовки требуемых специалистов для образовательных учреждений.
Следует констатировать несовпадение задач развития единой образовательной информационной среды, в частности системы открытого образования (СОО), и телекоммуникационной инфраструктуры страны. Созданные технологии работают лишь в демонстрационном режиме и ограничены в работе в реальных сетях. Имеет место ограниченность массового использования обучающей системы из-за высокой стоимости телекоммуникационной компоненты. Необходимы значительные первичные финансовые инвестиции на этапе формирования единой образовательной информационной среды.
Задачи, решаемые при реализации образовательных программ на основе современных информационных и педагогических технологий, включая технологии дистанционного обучения, предполагают:
- Создание системы информационно-аналитического и маркетингового обеспечения, включая разработку и осуществление программы проведения рекламно-пропагандистской кампании (с учетом специфики регионов и типов контингента пользователей), направленной на ознакомление населения с принципами функционирования, возможностями и преимуществами дистанционного обучения и на придание ему статуса высокой престижности и социальной значимости;
- Разработку технологий создания учебно-практических пособий на разнообразных и разнородных современных носителях информации;
- Оснащение соответствующим оборудованием для производства учебных изданий в среде мультимедиа-технологий;
- Формирование материально-технической базы, в том числе для разработки и репродуцирования методических материалов, программ, курсов и их сопровождения;
- Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая обучение авторских коллективов работе в среде мультимедиа-технологий;
- Формирование организационно-управленческой структуры единой образовательной информационной среды и финансовых механизмов, обеспечивающих ее развитие;
- Создание специализированных информационно-образовательных сред и электронных курсов, включая создание распределенной системы информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерным телекоммуникациям, и развитие системы сетевых электронных библиотек;
- Разработку и создание учебно-практических пособий в бумажных и гиперкопиях и в среде мультимедиа-технологий.
- Формирование в единой образовательной информационной среде распределенной (региональной) сети центров, оснащенных компьютерными классами, электронным учебным материалом, местной электронной доской объявлений, электронной библиотекой, видеотекой учебных курсов, средствами размножения учебных пособий малыми тиражами.
Это выражается в следующих серьезных и глубоких преобразованиях:
- приближение содержания образования к потребностям, формирующимся на рынке труда и отражающим объективные тенденции развития экономики, науки, социальных и гуманитарных отношений;
- формирование и актуализация новых педагогических технологий, базирующихся на качественно новых возможностях современных телекоммуникациях информационных систем;
- обоснование и практическое применение принципиально новых подходов к сочетанию учебно-методической и учебно-организационной деятельности в процессе предоставления образовательных услуг;
- формирование новых подходов к составлению учебно-методической базы образовательной деятельности, как-то: создание учебно-материальных комплексов с использованием различных носителей информации, в том числе сетевых и мультимедийных учебников, систем электронного тестирования, использование видеоконференций и обучения через спутниковые телекоммуникации, обучение с использованием классов удаленного доступа и учебных фирм;
- отработка новых организационных механизмов, связанных с формированием регионально распределенных научно-педагогических школ и распределенных кафедр.
Сейчас в вузах России имеются значительные ресурсы для создания системы открытого и дистанционного образования: электронные средства учебного назначения, автоматизированные информационные системы, центры коллективного пользования с удаленным доступом, что является хорошей основой для создания единой образовательной информационной среды. Уровень достижений российских вузов в области информатизации нередко превосходит уровень зарубежных образовательных учреждений. Тем не менее созданные ресурсы характеризуются неполным представлением учебного материала, недостаточным распределением его по видам учебной деятельности. Имеются определенные замечания к качеству электронных учебных средств.
Участники конференции отмечают, что направления ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» по подготовке кадров и созданию содержания образования в цифровом виде являются наиважнейшими. Следует одобрить основные направления и практические шаги Минобразования России по разработке и формированию единой образовательной информационной среды, системы дистанционного обучения в сфере профессионального образования. Для эффективного использования наработанного вузами опыта и дальнейшего его развития требуется осуществление единой политики в области информатизации образования. В этой связи ФЦП является эффективным механизмом интеграции потенциала образовательных и научных учреждений.
Создаваемая в России единая образовательная информационная среда должна опираться на развитые, мощные университеты, имеющиеся в каждом регионе страны. Особенно важно это делать в приграничных со странами СНГ регионах. Это создает новые перспективные условия для научного, образовательного и межкультурного общения, объединения научного потенциала на решение неотложных региональных проблем.
Участники конференции рекомендуют:
1. Президенту Российской Федерации
Рассматривать развитие единой образовательной информационной среды Российской Федерации как условие обеспечения национальной безопасности страны, конституционных прав граждан на доступность получения качественного образования, как среду для эффективного инвестирования государственных и негосударственных материальных и интеллектуальных ресурсов.
2. Федеральному Собранию Российской Федерации
Внести изменения и дополнения в Федеральный закон «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», обеспечивающих нормативно-правовое регулирование системы открытого образования на основе применения информационных и педагогических технологий дистанционного обучения.
При рассмотрении и принятии федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год», предусмотреть увеличение расходов федерального бюджета на нужды образования для обеспечения льгот учебным заведениям при пользовании телекоммуникационными услугами.
3. Правительству Российской Федерации
Повысить статус научно-технической программы Минобразования России «Создание системы открытого образования» до уровня Президентской или Правительственной Программы, охватывающей все уровни получения образования.
Разработать условия приоритетного инвестирования данной Программы, в том числе с участием финансовых инвестиций крупных государственных и негосударственных организаций и фирм.
Предусмотреть снижение тарифов связи, в том числе спутниковой, для образовательных учреждений с целью предотвращения информационной изоляции региональных систем образования.
4. Министерству образования Российской Федерации
Привести нормативно-правовые акты, относящиеся к компетенции Минобразования России, в соответствие со сложившимися реалиями и целями, направленными на перспективное развития системы открытого образования, дистанционного обучения, на унификацию подходов к образовательным учреждениям, осуществляющим свою деятельность с использованием новых информационных технологий обучения.
Обеспечить соблюдение преемственности государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования по родственным специальностям.
Признать особо важным и первоочередным определение статуса головного (экспериментальной площадки) региональных центра открытого образования на базе крупных региональных университетов, особенно в приграничных с государствами СНГ регионах.
Рассмотреть вопрос о внесении в государственные образовательные стандарты дисциплин федеральной компоненты в области современных методов и технологий обучения.
Создать при Федеральном экспертном совете по учебным электронным изданиям Минобразования России региональные отделения.
Одобрить Концепцию создания образовательных электронных изданий, представленную на конференции коллективом авторов под руководством д.ф.н. Г.А.Красновой.
Отмечая значимый интерес к конференции и ее особую важность для регионов Сибири и Дальнего Востока предложить ежегодное проведение в г. Томске Всероссийской научно-практической конференции-выставки «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» как одной из генеральных конференций.
5. Органам исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации
Содействовать инициативам образовательных учреждений в формировании и развитии единой региональной информационно-образовательной среды. Создавать региональные координационные советы по открытому образованию.
Формировать региональные образовательные фонды для консолидированного финансирования проектов по развитию открытого образования.
Предусматривать выделение бюджетных ассигнований на развитие региональной информационной инфраструктуры на базе образовательных учреждений, призванной обеспечить интеграцию учебных заведений и образовательного пространства региона в общероссийскую информационную среду.
Шире использовать материальные и интеллектуальные возможности высших учебных заведений в области информационных и телекоммуникационных технологий, возможности технологий дистанционного обучения.
Поощрять любые формы кооперации региональных и расположенных вне региона вузов в рамках реализации образовательных программ общего и профессионального образования;
При использовании дистанционных образовательных технологий, учитывая модульность и применимость к различным уровням образования, поддерживать такие организационно-правовые формы как объединение учебных заведений без права образования юридического лица на основе смешанного договора или договора о совместной деятельности учебных заведений.
Создавать условия для получения высшего профессионального образования выпускниками школ отдаленных территорий и населенных пунктов через систему профильных классов, Интернет-классов, различных форм довузовской подготовки на основе технологий дистанционного обучения и образовательного консалтинга.
Изучить вопрос об освобождении от части региональных налогов образовательных учреждений и их инфраструктуры, обеспечивающей региону доступ к мировым информационным ресурсам.
6. Руководителям образовательных учреждений
Организовать работу по созданию консорциумов образовательных учреждений, ставящих своей целью всемерное развитие дистанционных технологий обучения, принципов открытого образования. Расширять и распространять практику договорных отношений учреждений образования разного уровня по подготовке специалистов по интегрированным учебным планам и программам, по подготовке учащихся к осознанному выбору специальностей высшего профессионального образования;
Создавать условия для ориентации на получение высшего профессионального образования выпускниками школ отдаленных территорий и населенных пунктов через систему профильных классов, Интернет-классов, различных форм довузовской подготовки на основе технологий дистанционного обучения и образовательного консалтинга.
Обратить особое внимание на разработку образовательных программ различного уровня с применением новых информационных и педагогических технологий дистанционного обучения с выделением необходимых средств на их создание.
Создать учебно-методические советы по информационным ресурсам учебного назначения и внедрению технологий дистанционного обучения.
Конференция поручает оргкомитету:
В соответствии с Решением коллегии Минобразования России от 26.06.2002 © 16/1 «Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий» Ассоциации «Сибирский открытый университет» разработать перечень экспериментальных проектов в области дистанционного обучения и представить его на обсуждение в Совет по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Минобразования России.
Российскому государственному институту открытого образования Минобразования России (РГИОО) совместно с Ассоциацией «Сибирский открытый университет» для реализации экспериментальных проектов в области открытого образования и технологий дистанционного обучения подготовить предложения по технологической основе создания единой образовательной среды, используя принципы и возможности создаваемого общенационального Российского портала открытого образования (http://www.openet.ru).
Следующую — Вторую — Всероссийскую научно-практическую конференцию-выставку «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» провести в г. Томске 09-11 сентября 2003 года.
Для дальнейшего обсуждения проблем и выработки предложений по проведению следующей конференции в г. Томске поручить РГИОО организовать постоянную сетевую конференцию в Российском портале открытого образования.
Организовать широкое обсуждение в сетевой конференции Российского портала открытого образования Концепции создания образовательных электронных изданий, представленную на конференции коллективом авторов под руководством д.ф.н. Г.А.Красновой.
Опубликовать материалы конференции по наиболее важным вопросам в очередном номере журнала «Открытое и дистанционное образование».
Решение принято на заключительном пленарном заседании 11 сентября 2002 года.