Специализированный научно-практический семинар

Подготовка кадров для системы открытого и дистанционного образования

10-13 сентября 2001 г.

решения семинара

г. Томск, 10-13 сентября 2001 г.

При поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса). Россия.
Университетский Центр Интернет (УЦИ ТГУ).

Международный научно-практический семинар "Подготовка кадров для системы открытого и дистанционного образования", организованный Министерством образования Российской Федерации и Ассоциацией "Открытый университет Западной Сибири", проходил в Томском государственном университете с 10 по 13 сентября 2001 г.

Участниками семинара стали 110 человек из 31 образовательного учреждения Москвы, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Республики Казахстан и Голландии. В числе участников семинара - ректоры вузов России, руководители и представители организаций образования. В работе конференции принимала участие делегация Министерства образования и науки Республики Казахстан, в составе которой были руководители вузов и специалисты в области образования из городов Алматы, Астана, Караганда, Павлодар, Усть-Каменогорск.

В рамках семинара работала выставка "Дистанционное образование в вузах Ассоциации", на которой были представлены современные достижения вузов - участников семинара в области дистанционного образования.

Было заслушано 42 доклада по двум направлениям:

  1. Дистанционное обучение: подготовка кадров;
  2. Дистанционное обучение: методика и технологии.

12 сентября был организован Круглый стол по теме "Преподаватель в системе открытого и дистанционного образования: проблема профессиональной компетенции", на котором были обсуждены актуальные вопросы подготовки кадров.

Заслушав и обсудив доклады участников, семинар отмечает, что подготовка кадров для системы открытого и дистанционного образования является актуальной проблемой. В условиях информатизации образования преподавателю явно недостаточно наличия только профессиональных знаний в предметной сфере. Для успешной деятельности в системе ОДО ему необходимо быть специалистом в области новых педагогических методов и технологий, получить навыки работы с современными программными средствами, освоить технологии создания электронных дидактических средств и организации учебного процесса и получить знания во многих других областях, смежных с основной профессиональной деятельностью.

Подобного рода образовательных программ, которые давали бы преподавателю достаточные знания для работы в системе ОДО, сегодня в России не существует. Несомненно, недостаток в кадровом обеспечении отрицательно сказывается на развитии нового направления в образовании.

В связи с этим участники семинара приняли следующее решение:

  1. Считать проблему подготовки кадров для системы ОДО проблемой государственной важности и просить Министерство образования Российской Федерации рассмотреть возможность внесения дисциплин по современным методам и технологиям обучения в государственные образовательные стандарты.
  2. Одобрить деятельность Ассоциации по распространению передового опыта вузов в области дистанционного образования. Рекомендовать Совету Ассоциации создать ряд учебно-методических советов по направлениям для организации работы по совершенствованию технологий обучения и экспертизе качества электронных дидактических средств.
  3. Считать необходимым создание в рамках Ассоциации совместной многоуровневой программы подготовки кадров для системы открытого и дистанционного образования и поручить Совету Ассоциации организовать в ближайшее время реализацию этой программы в разных формах обучения.
  4. Опубликовать материалы семинара по наиболее важным вопросам в очередном номере журнала "Открытое и дистанционное образование".
  5. Рекомендовать Совету Ассоциации удовлетворить просьбу Алтайского государственного университета и провести очередную конференцию Ассоциации в 2002 году в г. Барнауле.

Решение принято на заключительном пленарном заседании 13 сентября 2001 г.