18-20 сентября 2000 г.
решение конференции
Участниками конференции были 108 человек из 40 образовательных учреждений Москвы, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, Англии. В числе участников ректоры вузов России, руководители и представители организаций образования. В работе конференции принимала участие делегация Министерства образования и науки Республики Казахстан во главе с директором Департамента высшего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан Абжаппаровым А.А. В составе делегации были ректоры Семипалатинского и Павлодарского государственных университетов и ректор Казахского государственного женского педагогического института (г. Алматы.)
В рамках конференции работала выставка «Дистанционное образование в вузах», на которой были представлены современные достижения вузов — участников конференции в области дистанционного образования.
Было заслушано 90 докладов по четырем направлениям:
- Концептуальные и методологические проблемы дистанционного образования
- Педагогические методы и технологии в дистанционном образовании
- Дидактические средства дистанционного обучения
- Психолого-педагогические и медико-психологические аспекты дистанционного обучения
19 сентября был организован «Круглый стол», на котором были обсуждены актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения и качества дистанционного образования.
Заслушав и обсудив доклады участников, конференция отмечает значительные успехи Ассоциации в развитии своей инфраструктуры. В настоящее время в Ассоциации 23 научно-образовательных учреждения Сибири, Дальнего Востока и Казахстана. В каждом учреждении созданы подразделения, отвечающие за развитие дистанционного образования. Во многих вузах созданы банки электронных курсов; подготовлены необходимые кадры преподавателей и специалистов для работы в системе дистанционного образования. Сегодня банк электронных курсов Ассоциации насчитывает более 300 электронных курсов сетевого доступа, на компакт-дисках и видеокассетах. Практически во всех вузах осуществляются образовательные программы различного уровня с применением технологий дистанционного обучения.
Однако конференция отмечает, что в России до сих пор отсутствует системный подход к дистанционному образованию, определению его места и роли в современном образовании. Участники конференции подчеркивают, что, не смотря на преимущества и перспективы дистанционного обучения, оно используется в учебном процессе лишь как технология. Вместе с тем в дистанционном обучении имеются существенные отличия от традиционных форм обучения. Эти отличия определяются новыми методами, технологиями и средствами обучения, а также принципиально иной организацией учебного процесса.
В связи с этим:
- Конференция рассматривает дистанционное обучение как форму обучения, наряду с очной, заочной, очно — заочной и экстернатом. В связи с этим конференция просит Министерство образования России поддержать работу Ассоциации по подготовке соответствующего Положения о дистанционном обучении.
- Конференция считает, что для проведения научных и прикладных исследований в области дистанционного образования необходима Федеральная Программа. За основу такой Программы конференция рекомендует проект, представленный в Минобразования РФ Томским государственным университетом.
- Учитывая необходимость формирования пакета нормативно-правового обеспечения системы дистанционного образования конференция рекомендует Министерству образования России при разработке соответствующих документов использовать научные разработки и практический опыт вузов Ассоциации ?Открытый университет Западной Сибири¦, а также других вузов России.
- Конференция акцентирует внимание Министерства образования России на необходимости разработки механизма правовой защиты качества дистанционного образования. Конференция предлагает провести на базе Ассоциации эксперимент по отработке такого механизма.
- Принимая во внимание важность проблемы достижения качества образования при дистанционной форме обучения, конференция предлагает Совету Ассоциации обобщить опыт вузов для разработки рекомендаций по применению дистанционной формы обучения, ее методов и технологий.
- Конференция одобряет деятельность Ассоциации по распространению передового опыта вузов в области дистанционного образования. Одним из эффективных форм такой деятельности является создание сервера Ассоциации. Конференция предлагает Совету Ассоциации организовать на сайте Ассоциации:
— Специализированную Web-страницу по технологиям дистанционного обучения, которая включала бы разделы: методология построения электронных курсов, система поддержки дистанционного обучения;
— Телеконференцию по актуальным вопросам дистанционного образования. - Конференция считает необходимым проведение в рамках Ассоциации «Открытый университет Западной Сибири» ряда специализированных семинаров по актуальным проблемам современного образования, в том числе дистанционного.
- Конференция поддерживает деятельность вузов Ассоциации по формированию системы дистанционного образования в Республике Казахстан. Учитывая, что дистанционное обучение законодательно определено в Республике Казахстан как форма обучения, конференция отмечает важное значение нормативного документа ?Положение о дистанционном обучении в сфере высшего профессионального образования в Республике Казахстан¦, разработанного Томским государственным университетом и Казахским государственным женским педагогическим институтом и просит Министерство образования и науки Республики Казахстан поддержать этот документ.
- Конференция просит Совет Ассоциации опубликовать материалы международной конференции в 3 номере журнала «Открытое и дистанционное образование»
- Конференция решила продолжить практику проведения дальнейших конференций Ассоциации с участием Министерства образования России в качестве организатора.
Исполнительный директор Ассоциации
Демкин В.П.
список докладов, сделанных на конференции
- Marquand J.
Open and distance learning in the United Kingdom
Такой-то университет - Абжаппаров А.А.
Система высшего образования Казахстана (проблемы, перспективы) - Бабешко В.Н., Михалычев И.В., Нежурина М.И.
Концепция автоматизированных программных учебно-методических комплексов и системы сопровождения открытого и дистанционного обучения. - Батура М.П., Нелаев В.В.
Информационная структура системы дистанционного образования в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники - Безносюк С.А., Жуковский М.С.
Гипермедийные пакеты для дистанционного обучения специалистов в области компьютерной нанотехнологии - Вайс Ю., Нежурина М.И.
Цели и задачи проекта Делфи программы Тасис и пути их решения в компоненте 4 «Развитие открытого и дистанционного обучения для распространения образовательных программ» - Вигуль В.А.
О некоторых подходах к классификации дистанционных образовательных технологий - Вовна В. И., Львов И.Б., Махоткин С.К., Морев И.А., Подворняк В.А.
Компьютерный тренажер ДИДАКТОР для дистанционного обучения и контроля знаний в Интернет - Вовна В.И., Львов И.Б., Махоткин С.К., Морев И.А., Фалалеев А.Г.
Технология дистанционного обучения студентов ДВГУ: компьютерное обучение, тренинг, контроль - Вовна В. И., Морев И. А.
Концепция развития системы дистанционного обучения Дальневосточного государственного обучения - Волков А.К., Меламуд М.Р.
Методология создания компьютерного учебника - Воробейчикова О.В.
Структуризация тестов для оценки знаний в системе ДО - Воронин А.И.
Подготовка учебно-методического обеспечения в Томском межвузовском центре дистанционного образования - Вымятнин В.М.
Электронный мультимедиа курс как методическая основа учебного процесса дистанционного обучения - Вымятнин В.М., Руденко Т.В., Гульбинская Е.В.
Тестирующая подсистема электронного учебника - Вымятнин В.М., Демкин В.П., Кистенев Ю.В., Нечаев И.А.
Технологическое обеспечение совместной образовательной деятельности вузов v ?Электронный университет¦ - Гаврилов А.В.
Автоматизированная система тестирования знаний в среде Internet/Intranet - Газалиев А.М.
О некоторых итогах создания российско-казахстанских интегрированных рабочих учебных планов - Григорьев С.Г., Гриншкун В.В.
Иерархии в дистанционном образовании - Герасимов Д.А., Кистенёв Ю.В.
О возможности создания тестовой системы в среде «Lotus Notes». - Гульбинская Е.В.
Организация дистанционного обучения иностранным языкам - Давыдова Е.М., Присяжнюк Н.А., Раводин О.М., Шелупанов А.А.
Система поддержки дистанционного образования - Демкин В.П.
Научно-образовательная деятельность Ассоциации «Открытый университет Западной Сибири» в 1999 — 2000 гг. - Демкин В.П., Майер Г.В.
Дистанционное обучение в международных образовательных программах - Демкин В.П., Джусубалиева Д.М., Руденко Т.В.
Организация учебного процесса в программе экспримента по созданию Казахстанско-Российского университета дистанционного образования - Дмитриев В.М., Дмитриев И.В., Ушаков В.М., Шутенков А.В.
Виртуальная лаборатория автоматизированного рабочего места студента - Дроздецкая Г.В., Поздняков Б.С.
Мультимедийный курс по русскому языку как иностранному: лингводидактические проблемы и программное обеспечение - Жилин Н.С., Бояркин Г.Н., Майстренко В.А., Шамец С.П., Криштал В.А., Ковалев Ю.З.
Организация дистанционного обучения в Омском государственном техническом университете - Жилин А.Б., Рудер Д. Д., Безносюк С.А.
Программно-технический комплекс ИДО АГУ для системы дистанционного образования - Жилин А.Б., Рудер Д.Д.
Программное обеспечение системы дистанционного образования АГУ. - Зайченко Т.Н.
Применение системы автоматизации функционального проектирования при изучении устройств электропитания и элементов электромеханики - Казанская О.В., Афанасьев Ю.А.
Представление обучающей деятельности НГТУ в сети Интернет - Камышников А.И., Камышникова И.А.
Общие принципы проектирования интеллектуальных информационных систем для дистанционного образования - Карась С.И., Рублев А.Н.
Оптимизация оценки состояния знаний абитуриентов университета - Карась С. И., Конев А. В.
Обработка знаний в образовательном процессе: продукционная модель представления знаний - Климов В. В.
Опыт создания мультимедийного курса в иммунологии - Кобзев Г.А., Бондарь В.А.
Опыт использования кейсово v компьютерной технологии дистанционного образования в ТУСУР - Коуров В.Г., Титов Л.А.
Дистантное и дистанционное обучение - Кручинин В.В.
О возрастающей роли программно-методического обеспечения в дистанционном образовании - Курмышев Н.Н.
Построение региональной информационно-образовательной сети СКУ - Кырханэ В.Д.
Региональная Система Дистанционного Образования для сельской местности Республики Молдова - Лонь С.Л.
Юридическая дисциплина «Правоохранительные органы в РФ» в системе дистанционного обучения студентов-юристов в Восточном Казахстане - Майер Г.В.
Корпоративный подход в организации системы дистанционного образования в России - Максимов В.В.
Опыт и возможности использования дистанционных технологий обучения в Якутском государственном университете - Миллер А.В., Бондарь В.А., Кобзев А.В.
Функциональное назначение диспетчерской службы в структуре ТМЦ ДО - Можаева Г.В.
Подготовка студентовvисториков к работе в системе ДО - Моисеева М.В., Зигле Е.И., Кривощеков В.А., Насонова Ю.М.
Опыт подготовки кадров для системы дистанционного обучения - Назаров П.А.
Некоторые вопросы дистанционного преподавания физики в рамках довузовской подготовки - Назаров П.А., Руденко Т.В.
Роль практикума в учебном процессе и его реализация в ДО - Недогибченко Г.В.
Электронное пособие «Уравнения и неравенства» в системе дистанционного довузовского образования» - Никитина Н.Ш.
Математическая статистика для экономических специальностей. Компьютерный учебник - Нявро В.Ф.
К проблеме подготовки дипломированных специалистов по физико- математическим специальностям в системе ДО - Петиненко И.А.
Дистанционное обучение на экономическом факультете ТГУ - Попова О.В.
Дистанционное образование как система конструирования личностно v ориентированных профессиональных технологий - Пралиев С.Д., Джусубалиева Д.М.
Подготовка и переподготовка педагогических кадров на рубеже 21 века - Рощина Н.А.
Зависимость эффективности обучения от стилево-личностных особенностей студентов в системе ДО - Руденко Т.В., Серкова Н.В.
Развитие познавательных процессов при работе с мультимедиа курсами в системе ДО - Рудер Д.Д., Жилин А.Б.
Дистанционный курс для поступающих по «обществознанию» - Серкова Н.В.
Особенности развития внимания и психической ригидности студентов в системе ДО - Скок Г.Б., Афанасьев Ю.А.
Контроль и оценка качества дистанционного образования: некоторые соображения и предварительные замечания - Соколов Б.В.
Применение дистанционной формы обучения в довузовской подготовке по математике - Степанов И.А., Корзилов С.В.
Особенности практической реализации дистанционного образования в системе последипломной подготовки медицинских кадров - Струнин В.И., Гидлевский А.В., Исаков В.А.
Перспективы повышения эффективности дидактических средств в системе дистанционного образования - Струнин В.И., Агафонов А.Л.
Разработка мультимедийных учебных курсов для системы ДО ОмГУ - Титаренко Ю.И.
Дистанционное образование с позиции «центра» и «региона» - Толстик А.М., Оловянишникова А.М.
Виртуальное и реальное в компьютерном лабораторном практикуме. - Толстик А.М.
Компьютерный эксперимент в дистанционном образовании - Титаренко Ю.И.
Дистанционное образование СГУ, как технологический процесс - Тубалова И.В., Руденко Т. В.
О некоторых филологических курсах в системе дистанционного образования - Ушаков А.В.
ДО в ТГАСУ: состояние и перспективы - Феоктистова Е.А.
Содержание экспериментального многоуровневого электронного курса по английскому языку для экономических специальностей - Царегородцева С.С.
Проблемы организации учебного процесса с применением дистанционных технологий студентов Томского государственного университета, обучающихся на базе ВКГУ - Чечина Е.В.
Мультимедиа курсы в школьном образовании - Чуков А.Н.
Разработка программного обеспечения для обмена изображениями в системе дистанционного образования - Шишкин А.В., Чередниченко В.С.
Некоторые методические аспекты дистанционного образования - Шохирев М. В.
О языковых средствах в дистанционном обучении - Щеглова В.П.
Создание системы управления образовательным процессом в средней школе с использованием ЭВМ