Научное и методическое обеспечение системы дистанционного образования

18-20 сентября 2000 г.

решение конференции

г. Томск, 20 сентября 2000 г.
Международная конференция «Научное и методическое обеспечение системы дистанционного образования» организована Министерством образования России и Ассоциацией «Открытый университет Западной Сибири» и проходила в Томском государственном университете с 18 по 20 сентября 2000 г.

Участниками конференции были 108 человек из 40 образовательных учреждений Москвы, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, Англии. В числе участников ректоры вузов России, руководители и представители организаций образования. В работе конференции принимала участие делегация Министерства образования и науки Республики Казахстан во главе с директором Департамента высшего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан Абжаппаровым А.А. В составе делегации были ректоры Семипалатинского и Павлодарского государственных университетов и ректор Казахского государственного женского педагогического института (г. Алматы.)

В рамках конференции работала выставка «Дистанционное образование в вузах», на которой были представлены современные достижения вузов — участников конференции в области дистанционного образования.

Было заслушано 90 докладов по четырем направлениям:

  1. Концептуальные и методологические проблемы дистанционного образования
  2. Педагогические методы и технологии в дистанционном образовании
  3. Дидактические средства дистанционного обучения
  4. Психолого-педагогические и медико-психологические аспекты дистанционного обучения

19 сентября был организован «Круглый стол», на котором были обсуждены актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения и качества дистанционного образования.

Заслушав и обсудив доклады участников, конференция отмечает значительные успехи Ассоциации в развитии своей инфраструктуры. В настоящее время в Ассоциации 23 научно-образовательных учреждения Сибири, Дальнего Востока и Казахстана. В каждом учреждении созданы подразделения, отвечающие за развитие дистанционного образования. Во многих вузах созданы банки электронных курсов; подготовлены необходимые кадры преподавателей и специалистов для работы в системе дистанционного образования. Сегодня банк электронных курсов Ассоциации насчитывает более 300 электронных курсов сетевого доступа, на компакт-дисках и видеокассетах. Практически во всех вузах осуществляются образовательные программы различного уровня с применением технологий дистанционного обучения.

Однако конференция отмечает, что в России до сих пор отсутствует системный подход к дистанционному образованию, определению его места и роли в современном образовании. Участники конференции подчеркивают, что, не смотря на преимущества и перспективы дистанционного обучения, оно используется в учебном процессе лишь как технология. Вместе с тем в дистанционном обучении имеются существенные отличия от традиционных форм обучения. Эти отличия определяются новыми методами, технологиями и средствами обучения, а также принципиально иной организацией учебного процесса.

В связи с этим:

  1. Конференция рассматривает дистанционное обучение как форму обучения, наряду с очной, заочной, очно — заочной и экстернатом. В связи с этим конференция просит Министерство образования России поддержать работу Ассоциации по подготовке соответствующего Положения о дистанционном обучении.
  2. Конференция считает, что для проведения научных и прикладных исследований в области дистанционного образования необходима Федеральная Программа. За основу такой Программы конференция рекомендует проект, представленный в Минобразования РФ Томским государственным университетом.
  3. Учитывая необходимость формирования пакета нормативно-правового обеспечения системы дистанционного образования конференция рекомендует Министерству образования России при разработке соответствующих документов использовать научные разработки и практический опыт вузов Ассоциации ?Открытый университет Западной Сибири¦, а также других вузов России.
  4. Конференция акцентирует внимание Министерства образования России на необходимости разработки механизма правовой защиты качества дистанционного образования. Конференция предлагает провести на базе Ассоциации эксперимент по отработке такого механизма.
  5. Принимая во внимание важность проблемы достижения качества образования при дистанционной форме обучения, конференция предлагает Совету Ассоциации обобщить опыт вузов для разработки рекомендаций по применению дистанционной формы обучения, ее методов и технологий.
  6. Конференция одобряет деятельность Ассоциации по распространению передового опыта вузов в области дистанционного образования. Одним из эффективных форм такой деятельности является создание сервера Ассоциации. Конференция предлагает Совету Ассоциации организовать на сайте Ассоциации:
    — Специализированную Web-страницу по технологиям дистанционного обучения, которая включала бы разделы: методология построения электронных курсов, система поддержки дистанционного обучения;
    — Телеконференцию по актуальным вопросам дистанционного образования.
  7. Конференция считает необходимым проведение в рамках Ассоциации «Открытый университет Западной Сибири» ряда специализированных семинаров по актуальным проблемам современного образования, в том числе дистанционного.
  8. Конференция поддерживает деятельность вузов Ассоциации по формированию системы дистанционного образования в Республике Казахстан. Учитывая, что дистанционное обучение законодательно определено в Республике Казахстан как форма обучения, конференция отмечает важное значение нормативного документа ?Положение о дистанционном обучении в сфере высшего профессионального образования в Республике Казахстан¦, разработанного Томским государственным университетом и Казахским государственным женским педагогическим институтом и просит Министерство образования и науки Республики Казахстан поддержать этот документ.
  9. Конференция просит Совет Ассоциации опубликовать материалы международной конференции в 3 номере журнала «Открытое и дистанционное образование»
  10. Конференция решила продолжить практику проведения дальнейших конференций Ассоциации с участием Министерства образования России в качестве организатора.

Исполнительный директор Ассоциации
Демкин В.П.

список докладов, сделанных на конференции

 

  • Marquand J. 
    Open and distance learning in the United Kingdom
    Такой-то университет 
  • Абжаппаров А.А. 
    Система высшего образования Казахстана (проблемы, перспективы)
  • Бабешко В.Н., Михалычев И.В., Нежурина М.И. 
    Концепция автоматизированных программных учебно-методических комплексов и системы сопровождения открытого и дистанционного обучения.
  • Батура М.П., Нелаев В.В. 
    Информационная структура системы дистанционного образования в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники
  • Безносюк С.А., Жуковский М.С. 
    Гипермедийные пакеты для дистанционного обучения специалистов в области компьютерной нанотехнологии
  • Вайс Ю., Нежурина М.И. 
    Цели и задачи проекта Делфи программы Тасис и пути их решения в компоненте 4 «Развитие открытого и дистанционного обучения для распространения образовательных программ»
  • Вигуль В.А. 
    О некоторых подходах к классификации дистанционных образовательных технологий
  • Вовна В. И., Львов И.Б., Махоткин С.К., Морев И.А., Подворняк В.А. 
    Компьютерный тренажер ДИДАКТОР для дистанционного обучения и контроля знаний в Интернет
  • Вовна В.И., Львов И.Б., Махоткин С.К., Морев И.А., Фалалеев А.Г. 
    Технология дистанционного обучения студентов ДВГУ: компьютерное обучение, тренинг, контроль
  • Вовна В. И., Морев И. А. 
    Концепция развития системы дистанционного обучения Дальневосточного государственного обучения
  • Волков А.К., Меламуд М.Р. 
    Методология создания компьютерного учебника
  • Воробейчикова О.В. 
    Структуризация тестов для оценки знаний в системе ДО
  • Воронин А.И. 
    Подготовка учебно-методического обеспечения в Томском межвузовском центре дистанционного образования
  • Вымятнин В.М. 
    Электронный мультимедиа курс как методическая основа учебного процесса дистанционного обучения
  • Вымятнин В.М., Руденко Т.В., Гульбинская Е.В. 
    Тестирующая подсистема электронного учебника
  • Вымятнин В.М., Демкин В.П., Кистенев Ю.В., Нечаев И.А. 
    Технологическое обеспечение совместной образовательной деятельности вузов v ?Электронный университет¦
  • Гаврилов А.В. 
    Автоматизированная система тестирования знаний в среде Internet/Intranet
  • Газалиев А.М. 
    О некоторых итогах создания российско-казахстанских интегрированных рабочих учебных планов
  • Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. 
    Иерархии в дистанционном образовании
  • Герасимов Д.А., Кистенёв Ю.В. 
    О возможности создания тестовой системы в среде «Lotus Notes».
  • Гульбинская Е.В. 
    Организация дистанционного обучения иностранным языкам
  • Давыдова Е.М., Присяжнюк Н.А., Раводин О.М., Шелупанов А.А. 
    Система поддержки дистанционного образования
  • Демкин В.П. 
    Научно-образовательная деятельность Ассоциации «Открытый университет Западной Сибири» в 1999 — 2000 гг.
  • Демкин В.П., Майер Г.В. 
    Дистанционное обучение в международных образовательных программах
  • Демкин В.П., Джусубалиева Д.М., Руденко Т.В. 
    Организация учебного процесса в программе экспримента по созданию Казахстанско-Российского университета дистанционного образования
  • Дмитриев В.М., Дмитриев И.В., Ушаков В.М., Шутенков А.В. 
    Виртуальная лаборатория автоматизированного рабочего места студента
  • Дроздецкая Г.В., Поздняков Б.С. 
    Мультимедийный курс по русскому языку как иностранному: лингводидактические проблемы и программное обеспечение
  • Жилин Н.С., Бояркин Г.Н., Майстренко В.А., Шамец С.П., Криштал В.А., Ковалев Ю.З. 
    Организация дистанционного обучения в Омском государственном техническом университете
  • Жилин А.Б., Рудер Д. Д., Безносюк С.А. 
    Программно-технический комплекс ИДО АГУ для системы дистанционного образования
  • Жилин А.Б., Рудер Д.Д. 
    Программное обеспечение системы дистанционного образования АГУ.
  • Зайченко Т.Н. 
    Применение системы автоматизации функционального проектирования при изучении устройств электропитания и элементов электромеханики
  • Казанская О.В., Афанасьев Ю.А. 
    Представление обучающей деятельности НГТУ в сети Интернет
  • Камышников А.И., Камышникова И.А. 
    Общие принципы проектирования интеллектуальных информационных систем для дистанционного образования
  • Карась С.И., Рублев А.Н. 
    Оптимизация оценки состояния знаний абитуриентов университета
  • Карась С. И., Конев А. В. 
    Обработка знаний в образовательном процессе: продукционная модель представления знаний
  • Климов В. В. 
    Опыт создания мультимедийного курса в иммунологии
  • Кобзев Г.А., Бондарь В.А. 
    Опыт использования кейсово v компьютерной технологии дистанционного образования в ТУСУР
  • Коуров В.Г., Титов Л.А. 
    Дистантное и дистанционное обучение
  • Кручинин В.В. 
    О возрастающей роли программно-методического обеспечения в дистанционном образовании
  • Курмышев Н.Н. 
    Построение региональной информационно-образовательной сети СКУ
  • Кырханэ В.Д. 
    Региональная Система Дистанционного Образования для сельской местности Республики Молдова
  • Лонь С.Л. 
    Юридическая дисциплина «Правоохранительные органы в РФ» в системе дистанционного обучения студентов-юристов в Восточном Казахстане
  • Майер Г.В. 
    Корпоративный подход в организации системы дистанционного образования в России
  • Максимов В.В. 
    Опыт и возможности использования дистанционных технологий обучения в Якутском государственном университете
  • Миллер А.В., Бондарь В.А., Кобзев А.В. 
    Функциональное назначение диспетчерской службы в структуре ТМЦ ДО
  • Можаева Г.В. 
    Подготовка студентовvисториков к работе в системе ДО
  • Моисеева М.В., Зигле Е.И., Кривощеков В.А., Насонова Ю.М. 
    Опыт подготовки кадров для системы дистанционного обучения
  • Назаров П.А. 
    Некоторые вопросы дистанционного преподавания физики в рамках довузовской подготовки
  • Назаров П.А., Руденко Т.В. 
    Роль практикума в учебном процессе и его реализация в ДО
  • Недогибченко Г.В. 
    Электронное пособие «Уравнения и неравенства» в системе дистанционного довузовского образования»
  • Никитина Н.Ш. 
    Математическая статистика для экономических специальностей. Компьютерный учебник
  • Нявро В.Ф. 
    К проблеме подготовки дипломированных специалистов по физико- математическим специальностям в системе ДО
  • Петиненко И.А. 
    Дистанционное обучение на экономическом факультете ТГУ
  • Попова О.В. 
    Дистанционное образование как система конструирования личностно v ориентированных профессиональных технологий
  • Пралиев С.Д., Джусубалиева Д.М. 
    Подготовка и переподготовка педагогических кадров на рубеже 21 века
  • Рощина Н.А. 
    Зависимость эффективности обучения от стилево-личностных особенностей студентов в системе ДО
  • Руденко Т.В., Серкова Н.В. 
    Развитие познавательных процессов при работе с мультимедиа курсами в системе ДО
  • Рудер Д.Д., Жилин А.Б. 
    Дистанционный курс для поступающих по «обществознанию»
  • Серкова Н.В. 
    Особенности развития внимания и психической ригидности студентов в системе ДО
  • Скок Г.Б., Афанасьев Ю.А. 
    Контроль и оценка качества дистанционного образования: некоторые соображения и предварительные замечания
  • Соколов Б.В. 
    Применение дистанционной формы обучения в довузовской подготовке по математике
  • Степанов И.А., Корзилов С.В. 
    Особенности практической реализации дистанционного образования в системе последипломной подготовки медицинских кадров
  • Струнин В.И., Гидлевский А.В., Исаков В.А. 
    Перспективы повышения эффективности дидактических средств в системе дистанционного образования
  • Струнин В.И., Агафонов А.Л. 
    Разработка мультимедийных учебных курсов для системы ДО ОмГУ
  • Титаренко Ю.И. 
    Дистанционное образование с позиции «центра» и «региона»
  • Толстик А.М., Оловянишникова А.М. 
    Виртуальное и реальное в компьютерном лабораторном практикуме.
  • Толстик А.М. 
    Компьютерный эксперимент в дистанционном образовании
  • Титаренко Ю.И. 
    Дистанционное образование СГУ, как технологический процесс
  • Тубалова И.В., Руденко Т. В. 
    О некоторых филологических курсах в системе дистанционного образования
  • Ушаков А.В. 
    ДО в ТГАСУ: состояние и перспективы
  • Феоктистова Е.А. 
    Содержание экспериментального многоуровневого электронного курса по английскому языку для экономических специальностей
  • Царегородцева С.С. 
    Проблемы организации учебного процесса с применением дистанционных технологий студентов Томского государственного университета, обучающихся на базе ВКГУ
  • Чечина Е.В. 
    Мультимедиа курсы в школьном образовании
  • Чуков А.Н. 
    Разработка программного обеспечения для обмена изображениями в системе дистанционного образования
  • Шишкин А.В., Чередниченко В.С. 
    Некоторые методические аспекты дистанционного образования
  • Шохирев М. В. 
    О языковых средствах в дистанционном обучении
  • Щеглова В.П. 
    Создание системы управления образовательным процессом в средней школе с использованием ЭВМ