Открытое и дистанционное образование: организация, технология, качество

27-29 ноября 2001 г.

информация

Уважаемые коллеги!

Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) в рамках Ассоциации «Сибирский Открытый Университет» и при содействии Министерства образования Российской Федерации проводит 27-29 ноября 2001 г. научно-методическую всероссийскую конференцию «Открытое и дистанционное образование: организация, технология, качество».

Цель конференции:

обсуждение основных направлений развития и результатов разработки организационного и технологического сопровождения дистанционного образования, демонстрация новых разработок, обсуждение проблем качества дистанционного образования.

Тематика конференции

  • Практика организации систем дистанционного образования
  • Педагогические технологии дистанционного обучения
  • Технологии разработки и использования электронных средств обучения
  • Информационно-образовательная среда учебного заведения
  • Стандарты в дистанционном образовании
  • Факторы качества дистанционного образования и его оценка
  • Создание региональных систем дистанционного образования

Работа конференции будет проходить в виде пленарных докладов и работы по секциям (доклады, демонстрации на компьютерах).

К открытию конференции будет издан сборник тезисов и докладов.

Календарь конференции:

до 1 октября
прием заявок и тезисов докладов,
1-15 октября
рассмотрение заявок,
15-30 октября
рассылка приглашений на конференцию,
27 ноября
открытие конференции, пленарные доклады,
28 ноября
работа по секциям, демонстрация программных продуктов,
29 ноября
обзорные пленарные доклады, закрытие конференции.

Форма заявки на участие в конференции

Я хотел(а) бы принять участие в работе конференции в качестве докладчика (слушателя).

  1. Название доклада
  2. Направление, к которому можно отнести тематику доклада (полное название направления (секции))
  3. Фамилия, Имя, Отчество автора(ов)
  4. Организация, подразделение
  5. Должность
  6. Ученая степень, звание
  7. Страна
  8. Город
  9. E-mail ответственного за переписку
  10. Телефон, факс
  11. Потребность в демонстрационном оборудовании (проектор, тип ПЭВМ, не требуется)
  12. Потребность в жилье: Фамилия, Имя, Отчество приезжающих

(Название пунктов не пишутся, к каждому докладу прилагается одна заявка)

Требования к тезисам докладов

Тезисы докладов необходимо прислать электронной почтой (1-2 страницы в формате Word; шрифт Times New Roman, 12 пт, через полтора интервала, размер полей — по 2 см с каждой стороны, без переносов, без указания страниц, без выделения шрифтов) до 5 октября 2001 г. для своевременного размещения на сервере и уточнения программы семинара.
Заголовок доклада выполняется в следующей форме:

  1. НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА (заглавными буквами)
  2. Фамилия И.О. автора(ов)
  3. Полное наименование ВУЗа
  4. E-mail авторов

Приглашения на конференцию будут рассылаться после рассмотрения заявок. В приглашении будет приведен перечень обучающих семинаров и мастер-классов конференции.

Конференция проводится на базе Института дистанционного образования НГТУ (1 корпус НГТУ, комн. 242).
Проезд до остановки метро «Студенческая». Размещение в гостинице НГТУ и гостиницах города.

Регистрация участников:
26 ноября с 9.00 до 22 часов
27 ноября с 9.00 до 10 часов
Начало работы конференции:
27 ноября в 10.30

Контактные адреса и телефоны:

630092, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20, НГТУ,
тел. (3832) 46-07-46, факс (3832)46-02-09, http://edu.nstu.ru
Казанская Ольга Васильевна, Пушная Юлия Витальевна
Заявки и тезисы просим присылать по e-mail:
ovk@edu.nstu.ruoffice@edu.nstu.ru

программа конференции

27 ноября
Пленарное заседание
11.00 — 13.00

  • А.С. Востриков, В.И. Гужов, О.В. Казанская 
    Торжественное открытие конференции
  • А.Н. Алексеев, В.П. Демкин, Г.В. Майер, Г.В. Можаева, А.Д. Плутенко 
    Кадровое обеспечение информационно-образовательной среды.
    Университетский комплекс как межрегиональная научно-образовательная система
  • В.И. Солдаткин 
    Открытое образование: проблемы формирования единой информационной среды
  • Е.А. Музыченко 
    Развитие дистанционного образования в регионе при поддержке проекта TACIS DELPHI
  • Ю.Ф. Кирюшин, С.А. Безносюк, В.В. Поляков 
    Создание системы открытого дистанционного образования ИДО АГУ

14.00 — 14.40

  • Г.Б. Скок, Ю.А. Афанасьев 
    Новые возможности обучающихся и преподавателей в системе открытого дистанционного образования
  • В.В. Губарев, О.И. Михеенко 
    Открытое образование: миф или реальность?

28 ноября
Заседание конференции

Секция I. Информационно-образовательная среда учебного заведения, практика организации систем дистанционного образования

Демкин В.П.

    • , д.ф.-м.н., профессор, проректор ТГУ по информатизации, исполнительный директор Ассоциации образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет»

председатель секции

    Солдаткин В.И.

      • , д.ф.н., директор Российского государственного института открытого образования Минобразования России (РГИОО)

    сопредседатель секции

      Губарев В.В.

        • , д.т.н., профессор, декан АВТФ НГТУ

      сопредседатель секции

        Казанская О.В.

          • , к.т.н., доцент, зам. директора ИДО НГТУ

        секретарь секции

           

          9.30-11.15

          • А.В. Кобзев, В.А.Бондарь, А.И. Воронин, В.В. Кручинин, А.В. Миллер, А.Ф. Уваров, А.В. Шарапов 
            Дистанционная технология обучения на основе многоуровневых интегрированных систем
          • В.М. Вымятнин., Л.В. Горчаков, В.П. Демкин 
            Научно-образовательный портал как информационно-образовательная среда государственного университета
          • Т.З. Рысбеков 
            Информационное обеспечение в Западно-Казахстанском государственном университете: проблемы и решения
          • П.Ю. Волынцев, О.В. Казанская 
            Структура и функции рабочих мест преподавателя и студента в информационно-образовательной среде университета

          11.30 — 13.00

          • Т.А. Рафальская, А.С. Басин 
            Использование информационных технологий в преподавании теплоэнергетических дисциплин
          • А.Г. Шабанов, О.В. Миненков 
            Информационная спутниковая образовательная технология (ИСОТ)
          • В.Ю. Захаров, Ю.С. Попов 
            О системе дистанционного образования КемГУ
          • Б.И. Крук, О.Б. Журавлева 
            Регионально-отраслевая система дистанционной переподготовки специалистов в СибГУТИ

          14.00 — 16.00

          • С.Л. Тимкин, Т.П. Хохолова 
            Наработка элементов дистанционного образования в сотрудничестве образовательных учреждений
          • С.О. Хомутов 
            Опыт организации системы дистанционного обучения АлтГУ в алтайском крае
          • А.Б. Шакаримов, В.С. Ладысев 
            Организация системы дистанционного образования в техническом вузе
          • С.У. Уразбаева 
            «Виртуальная академия» — средство подготовки учащихся к дистанционной форме обучения

          Секция II. Технологии разработки и использования электронных средств обучения

          Гужов В.И.

            • , д.т.н., директор ИДО НГТУ

          председатель секции

            Гаврилов Е.Б.

              • , к.т.н., доцент, директор ЦИТ НГТУ

            сопредседатель секции

              Альсова О.К.

                • , инженер-программист ИДО НГТУ

              секретарь секции

                 

                9.30 — 11.15

                • А.В. Гаврилов, К.В. Зорин, А.В. Звягинцев, А.Б. Иванищева, Л.Г. Макаревич 
                  Система для проведения Оn-line консультаций через Internet
                • Е.Л. Романов 
                  Дистанционное тестирование: становление, опыт, перспективы
                • С.В. Спутай 
                  Программная оболочка для электронного задачника
                • О.Я. Шпилевая, В.В. Ситников 
                  Особенности программной реализации системы контроля электронного учебного пособия
                • А.Б. Шакаримова, В.С. Ладысев 
                  Концепция построения электронного учебника для системы дистанционного образования в техническом ВУЗЕ
                • Г.А. Краснова, М.И. Беляев 
                  Методические рекомендации авторам и разработчикам компьютерных учебников

                11.30 — 13.00

                • П.А. Шрайнер 
                  К вопросу технологии разработки электронных учебных пособий
                • Е.В. Инюточкина, В.Б. Лузгина, В.А. Криштал, С.П. Шамец 
                  Почему Learningspace?
                • А.М. Толстик 
                  Проблемы физического дистанционного образования
                • В.М. Любимский, С.В. Спутай, И.Н. Пятаева 
                  Электронный задачник «Решаем вместе»
                • В.М. Любимский, С.В. Спутай 
                  Электронный задачник «Механика»

                14.00 — 16.00

                • В.Ф. Корожов, С.Л. Тимикин 
                  Мультимедийный курс «История естествознания»
                • Т.Я. Дубнищева, А.Д. Рожковский 
                  Опыт компьютерного моделирования лабораторного практикума по курсу «Концепции современного естествознания»
                • Б.К. Богомолов 
                  Разработка учебного пособия по проектированию и расчету электронных схем для дистанционного образования
                • Г.В. Дроздецкая, Б.С. Поздняков 
                  Мультимедийный курс по русскому языку как иностранному: лингводидактические проблемы и программное обеспечение
                • Н.А. Завалко, Е.А. Феоктистова 
                  Процесс разработки и внедрения разноуровневого электронного учебника по английскому языку для студентов экономических специальностей

                Секция III. Педагогические технологии в дистанционном обучении, факторы качества дистанционного образования и его оценка

                Афанасьев Ю.А.

                  • , к.т.н., профессор, проректор НГГУ по учебной работе

                председатель секции

                  Никитина Н.Ш.

                    • , к.т.н., доцент, директор НМЦ НГТУ

                  сопредседатель секции

                    Можаева Г.В.

                      • , к.и.н., доцент, зам. директора ИДО ТГУ

                    сопредседатель секции

                      Сурнина Т.Ю.

                        • , к.т.н., инженер-программист НМЦ НГТУ

                      секретарь секции

                         

                        9.30 — 11.15

                        • Э.Г.Скибицкий 
                          Дидактическое обеспечение в среде дистанционного обучения
                        • Л.П. Халяпина 
                          Использование интерактивных технологий в системе дистанционного обучения
                        • В.М. Любимский, И.Н. Пятаева 
                          Психолого-педагогические и методические основы тестовых заданий в условиях дистанционного образования
                        • Т.Ю. Сурнина 
                          Обучение тьюторов
                        • Е.М. Жачук, А.И. Купрюхин 
                          Система поддержки процесса развития творческого стиля мышления
                        • В.А. Шоба 
                          Активные методы дистанционного обучения

                        11.30 — 13.00

                        • Г.С. Зиновьев 
                          Технология «43 в одном» в учебнике «Основы силовой электроники» для дистанционного образования
                        • Е.А. Подолян 
                          Педагогическая целесообразность разработки и использования компьютерных программ в процессе обучения в средней школе
                        • А.И. Купрюхин, А.А. Плотницкий 
                          Управление качеством подготовки специалистов: анализ системы дистанционного образования
                        • В.К. Жуков 
                          Управление качеством подготовки специалистов в системе дистанционного образования
                        • Т.В. Паньшина, Е.А. Феоктистова, М.А. Подгорбунская 
                          Психологические особенности студенчества и качество дистанционного обучения

                        14.00 — 16.00

                        • Л.И. Дмитриева, Л.И. Чурнина 
                          Опыт обучения в системе дистанционного образования
                        • А.В. Шишкин 
                          Некоторые вопросы качества при подготовке электронных учебных пособий
                        • О.В. Воробейчикова, С.И. Карась 
                          Повышение качества процесса опроса знаний, используемого в системе ДО, методом структурированного тестирования
                        • Н.А. Завалко, Е.А. Феоктистова, С.С. Царегородцева 
                          Особенности внедрения разноуровневого электронного учебника по английскому языку для студентов экономических специальностей
                        • А.В. Шарапов 
                          Программные средства дистанционной технологии изучения цикла дисциплин «Цифровые и микропроцессорные устройства»

                        программный комитет конференции

                        Востриков А.С.
                        ректор Новосибирского государственного технического университета (НГТУ)
                        председатель

                        Васильев В.Н.
                        ректор Санкт-Петербургского государственного технического университета точной механики и оптики

                        Демкин В.П.
                        проректор ТГУ по информатизации, исполнительный директор Ассоциации образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет»

                        Захаров Ю.А.
                        ректор Кемеровского государственного университета (КемГУ)

                        Зыбарев Ю.М.
                        зам. директора Института дискретной математики и информатики

                        Кирюшин Ю.Ф.
                        ректор Алтайского государственного университета (АГУ)

                        Майер Г.В.
                        ректор Томского государственного университета (ТГУ)

                        Музыченко Е.А.
                        региональный менеджер проекта DELPHI-TACIS, проректор Сибирской академии государственной службы (СибАГС)

                        Сапожников Г.А.
                        зам. Главы Администрации Новосибирской области

                        Солдаткин В.И.
                        директор Российского государственного института открытого образования Минобразования России (РГИОО)

                        организационный комитет конференции

                        Афанасьев Ю.А.
                        проректор НГТУ, председатель Координационного Совета НГТУ по дистанционному образованию
                        председатель Оргкомитета

                        Гужов В.И.
                        директор ИДО НГТУ — зам. председателя Оргкомитета

                        Губарев В.В.
                        декан АВТФ НГТУ

                        Гаврилов Е.Б.
                        директор ЦИТ НГТУ

                        Никитина Н.Ш.
                        директор НМЦ НГТУ

                        Казанская О.В.
                        зам. директора ИДО НГТУ

                        Можаева Г.В.
                        зам. директора ИДО ТГУ

                        Аксютин В.А.
                        зав. отделом филиалов и представительств ИДО НГТУ

                        Геллер И.С.
                        директор научной библиотеки НГТУ

                        Паршукова Г.Б.
                        ст. научный сотрудник ГПНТБ СО РАН РФ

                        Сажин И.А.
                        руководитель компьютерного зала ИДО НГТУ

                        решение конференции

                        г. Новосибирск, 28 ноября 2000 г.
                        Всероссийская конференция «Открытое и дистанционное образование: организация, технология, качество» организована Новосибирским государственным техническим университетом в рамках Ассоциации «Сибирский открытый университет» при содействии Министерства образования России и проходила с 27 по 29 ноября 2001 г.

                        Участниками конференции были 78 человек из 25 образовательных учреждений Сибири, Москвы, Казахстана. В числе участников руководители и представители организаций образования, в том числе дистанционного.

                        В рамках конференции работала выставка научно-методических разработок в области дистанционного образования, на которой были представлены современные достижения вузов — участников конференции и проекта DELPHI TACIS. Участникам конференции был представлен региональный Центр ресурсов дистанционного образования, его оборудование, поставленное проектом DELPHI TACIS.

                        Было заслушано 32 доклада по трем направлениям:

                        1. Информационно-образовательная среда учебного заведения, практика организации систем дистанционного образования
                        2. Технологии разработки и использования электронных средств обучения
                        3. Педагогические технологии в дистанционном обучении, факторы качества дистанционного образования и его оценка

                        27 ноября был организован «Круглый стол», на котором были обсуждены актуальные вопросы создание информационно-образовательной среды и перспектив развития дистанционного образования Сибирского региона, а также качества дистанционного образования.

                        В рамках конференции работали мастер-классы, обучающие тренинги и семинары-практикумы («Проектирование курса. Определение результатов обучения», «Психолого-педагогические аспекты разработки учебных материалов в электронном виде», «Основы педагогического тестового контроля», «Поиск информации в ресурсах глобальных сетей», «Некоторые принципы формирования интерактивной обучающей среды при создании электронных курсов гуманитарного профиля», «Современные информационные технологии в обучении языку»), на которых прошли обучение около 40 человек.

                        Заслушав и обсудив доклады участников, конференция отметила дальнейшее продвижение Ассоциации в разработке учебно-методического обеспечения и развития инфраструктуры дистанционного обучения, в структурных подразделениях, отвечающих за дистанционное обучение, вузов Ассоциации активно разрабатываются электронные средства обучения; продолжается подготовка кадров преподавателей и специалистов для работы в системе дистанционного образования; разрабатываются комплекты учебно-методических материалов для подготовки преподавателей, выпускается журнал Ассоциации «Открытое и дистанционное образование», формируются совместные образовательные программы.

                        Решения конференции:

                        1. Одобрить деятельность Ассоциации по распространению передового опыта вузов в области дистанционного образования. Рекомендовать Совету Ассоциации интенсифицировать деятельность учебно-методических советов по направлениям для организации работы по совершенствованию технологий обучения и экспертизе качества электронных дидактических средств, дополнительно сформировать учебно-методический совет по направлению «Педагогические технологии дистанционного образования».
                        2. Продолжить разработку и реализацию совместных образовательных программ вузами-членами Ассоциации.
                        3. Считать необходимым создание в рамках Ассоциации совместной многоуровневой программы подготовки кадров для системы открытого и дистанционного образования, рекомендовать Совету Ассоциации продолжить реализацию этой программы в разных формах обучения. Разработать и внедрить организационную форму сертифицированного сообщества преподавателей и экспертов по качеству в области дистанционного образования в рамках Ассоциации. Внести рекомендации в Министерство образования Российской Федерации о рассмотрении возможности внесения дисциплин по современным методам и технологиям обучения в государственные образовательные стандарты.
                        4. Считать необходимым использования общих нормативных документов по созданию технологической среды дистанционного обучения, принять нормативные положения Российского открытого университета к исполнению членами Ассоциации.
                        5. Приступить к формированию единой в рамках Ассоциации системы качества дистанционного образования, включающей в себя мониторинг дистанционного обучения.
                        6. Поручить исполнительному директору Ассоциации Демкину В.П. организовать разработку и внедрение образовательного портала во взаимодействии с Российским открытым университетом.
                        7. Считать необходимым разработку типовой региональной программы «Единая образовательная среда».
                        8. Продолжить работу по вовлечению в Ассоциацию новых членов.
                        9. Опубликовать материалы семинара по наиболее важным вопросам в очередном номере журнала «Открытое и дистанционное образование».
                        10. Рекомендовать Совету Ассоциации удовлетворить просьбу Алтайского государственного университета и провести очередную конференцию Ассоциации в 2002 году в г. Барнауле.