10-13 сентября 2001 г.
Решения семинара
Университетский Центр Интернет (УЦИ ТГУ).
Международный научно-практический семинар «Подготовка кадров для системы открытого и дистанционного образования», организованный Министерством образования Российской Федерации и Ассоциацией «Открытый университет Западной Сибири», проходил в Томском государственном университете с 10 по 13 сентября 2001 г.
Участниками семинара стали 110 человек из 31 образовательного учреждения Москвы, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Республики Казахстан и Голландии. В числе участников семинара — ректоры вузов России, руководители и представители организаций образования. В работе конференции принимала участие делегация Министерства образования и науки Республики Казахстан, в составе которой были руководители вузов и специалисты в области образования из городов Алматы, Астана, Караганда, Павлодар, Усть-Каменогорск.
В рамках семинара работала выставка «Дистанционное образование в вузах Ассоциации», на которой были представлены современные достижения вузов — участников семинара в области дистанционного образования.
Было заслушано 42 доклада по двум направлениям:
- Дистанционное обучение: подготовка кадров;
- Дистанционное обучение: методика и технологии.
12 сентября был организован Круглый стол по теме «Преподаватель в системе открытого и дистанционного образования: проблема профессиональной компетенции», на котором были обсуждены актуальные вопросы подготовки кадров.
Заслушав и обсудив доклады участников, семинар отмечает, что подготовка кадров для системы открытого и дистанционного образования является актуальной проблемой. В условиях информатизации образования преподавателю явно недостаточно наличия только профессиональных знаний в предметной сфере. Для успешной деятельности в системе ОДО ему необходимо быть специалистом в области новых педагогических методов и технологий, получить навыки работы с современными программными средствами, освоить технологии создания электронных дидактических средств и организации учебного процесса и получить знания во многих других областях, смежных с основной профессиональной деятельностью.
Подобного рода образовательных программ, которые давали бы преподавателю достаточные знания для работы в системе ОДО, сегодня в России не существует. Несомненно, недостаток в кадровом обеспечении отрицательно сказывается на развитии нового направления в образовании.
В связи с этим участники семинара приняли следующее решение:
- Считать проблему подготовки кадров для системы ОДО проблемой государственной важности и просить Министерство образования Российской Федерации рассмотреть возможность внесения дисциплин по современным методам и технологиям обучения в государственные образовательные стандарты.
- Одобрить деятельность Ассоциации по распространению передового опыта вузов в области дистанционного образования. Рекомендовать Совету Ассоциации создать ряд учебно-методических советов по направлениям для организации работы по совершенствованию технологий обучения и экспертизе качества электронных дидактических средств.
- Считать необходимым создание в рамках Ассоциации совместной многоуровневой программы подготовки кадров для системы открытого и дистанционного образования и поручить Совету Ассоциации организовать в ближайшее время реализацию этой программы в разных формах обучения.
- Опубликовать материалы семинара по наиболее важным вопросам в очередном номере журнала «Открытое и дистанционное образование».
- Рекомендовать Совету Ассоциации удовлетворить просьбу Алтайского государственного университета и провести очередную конференцию Ассоциации в 2002 году в г. Барнауле.
Решение принято на заключительном пленарном заседании 13 сентября 2001 г.
список докладов, сделанных на семинаре
- Майер Г.В.
Приветствие участникам семинара
Томский государственный университет, Томск, Россия - Зинченко В.И.
Приветствие участникам семинара
Администрация Томской области, Томск, Россия - Куракин Д.В.
Информатизация российского образования на современном этапе
Министерство образования Российской Федерации, Москва, Россия - Майер Г.В., Демкин В.П.
Основные направления развития открытого и дистанционного образования
Томский государственный университет, Томск, Россия - Акылбаев Ж.С., Ержанов Н.Т., Мажитов М.И., Шегай И.Н.
Анализ схемы реализуемой системы дистанционного обучения в КарГУ
Карагандинский государственный университет, Караганда, Республика Казахстан - Зинченко В.И., Майер В.П., Демкин В.П.
Создание межрегиональной системы открытого образования
Администрация Томской области, Томск, Россия; Томский государственный университет, Томск, Россия - Leender R., Marquand J.
Training staff to teach social science research methods by distance learning
University of Utrecht, Utrecht, Netherlands; University of Oxford, Oxford, England - Демкин В.П., Майер Г.В., Можаева Г.В.
Проблемы кадрового обеспечения системы открытого и дистанционного образования
Томский государственный университет, Томск, Россия - Пеккер Я.С.
Оценка психо-физиологических характеристик обучающегося в системе дистанционного образования. Рекомендации для преподавателей
Сибирский государственный медицинский университет, Томск, Россия - Кузьмина И.А., Устинов В.А., Бусыгина Н.Г.
Вопросы подготовки кадров при создании курсов дистанционного обучения
Уральсий государственный университет, Екатеринбург, Россия - Кожамкулов Т.А., Орунханов М.К., Ульман А.А.
Опыт, проблемы и перспективы организации системы дистанционного образования в Казахском национальном университете им. аль-Фараби
Казахский Национальный Университет им. аль-Фараби, Алматы, Республика Казахстан - Елагина О.Б., Насонова Ю.М., Федорова Е.Ф.
Опыт подготовки кадров для системы открытого и дистанционного образования в ЮУрГУ
Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия - Сулеев Д.К., Байбатшаев М.Ш., Рахимбергенов С.Р.
Об организации дистанционной формы обучения в КазНТУ им. К.И.Сатпаева
Казахский национальный технический университет, Алматы, Республика Казахстан - Федоров А.Ф., Чердынцев Е.С.
Разработка и внедрение Internet-технологии дистанционного обучения
Томский политехнический университет, Томск, Россия - Мамбетказиев Е.А., Царегородцева С.С.
Проблемы и перспективы российско-казахстанских проектов по дистанционному образованию
Восточно-Казахстанский государственный университет, Усть-Каменогорск, Республика Казахстан - Казанская О.В., Никитина Н.Ш.
Подготовка преподавателей в области технологий дистанционного
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия - Безносюк С.А., Жилин В.А., Кирюшин Ю.Ф., Рудер Д.Д.
Технология подготовки кадров открытого сетевого дистанционного образования на основе комплекса «Электронный деканат»
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия - Демкин В.П., Канов В.И., Могильницкий Б.Г., Можаева Г.В., Резанова З.И.
Сетевые семинары: к вопросу о подготовке кадров для работы в СДО
Томский государственный университет, Томск, Россия - Анохина И.Н., Борцов Ю.Н., Демкин В.П., Назаров П.А., Нявро В.Ф.
Методические вопросы подготовки преподавателей-физиков для системы открытого и дистанционного образования
Томский государственный университет, Томск, Россия - Закотнова П.В.
К вопросу о подготовке преподавателей для работы в системе дистанционного обучения
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия - Карякин Ю. В.
Об опыте Томского политехнического университета в подготовке кадров для системы открытого образования
Томский политехнический университет, Томск, Россия - Созоров Н. Г., Карнаухов Д. А.
Программа подготовки преподавателей для системы открытого образования с технологией АСУ ПДС
Томский политехнический университет, Томск, Россия - Парамонова Г.Ф.
Особенности подготовки кадров дошкольного образования по интенсификации развития детей в раннем возрасте в системе дистанционного образования
Сибирский государственный медицинский университет, Томск, Россия - Гунбина Л.П.
Повышение квалификации педагогов на основе новых информационных технологий
Муниципальная гимназия 56, Томск, Россия - Кистенев Ю.В., Нечаев И.А.
Подготовка технического персонала для использования Lotus Domino/Notes в ОДО.
Томский государственный университет, Томск, Россия - Бояркин Г.Н., Инюточкина Е.В., Криштал В.А., Лузгина В.Б., Шамец С.П.
О подготовке разработчиков и инструкторов электронных курсов для дистанционного обучения
Омский государственный технический университет, Омск, Россия - Басин А.С., Рафальская Т.А.
Использование системы ОДО для повышения и воспроизводства квалификации преподавателей и ИТР теплоэнергетических специальностей НГАСУ
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, Новосибирск, Россия - Фрезоргер А.Д., Гайсина Ш.
Подготовка кадров для работы в системе дистанционного образования в Павлодарском университете
Павлодарский Университет, Павлодар, Казахстан - Струнин В.И., Тимкин С.Л.
Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения в ОмГУ
Омский государственный университет, Омск, Россия - Хомутов С.О.
Перспективы использования новых технологий в системе дистанционного обучения АГТУ
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул, Россия - Земляков И.Ю.
Особенности представления медико-биологических явлений и объектов в компьютерных системах обучения и контроля знаний
Сибирский государственный медицинский университет, Томск, Россия - Пеккер Я.С., Уманский О.С., Бразовская Н.Г., Бразовский К.С.
Многотерминальная система с биологической обратной связью для использования в учебных компьютерных классах
Сибирский государственный медицинский университет, Томск, Россия - Пеккер Я.С., Фокин В.А.
Интегрированные банки медико-биологических данных в системе дистанционного обучения
Сибирский государственный медицинский университет, Томск, Россия - Пеккер Я.С., Сорокин П.В., Уманский О.С., Бразовский К.С.
Оценка психофизиологического состояния оператора ЭВМ
Сибирский государственный медицинский университет, Томск, Россия - Резанова З. И., Катунин Д.А., Мишанкина Н. А., Тубалова И. В.
Русский язык в системе дистанционного образования: концепция, методика
Томский государственный университет, Томск, Россия - Нурмагамбетов С.Б.
Методы развития умений и навыков в дистанционном образовании
Карагандинский государственный университет, Караганда, Республика Казахстан - Герасимов Д.А., Кистенев Ю.В
Система тестового контроля знаний в среде «Lotus Notes»
Томский государственный университет, Томск, Россия - Воробейчикова О.В., Карась С.И.
Особенности структурированного тестирования
Сибирский государственный медицинский университет, Томск, Россия - Воробейчикова О.В.
Построение структурированных тестов для оценки знаний в системе ДО
Сибирский государственный медицинский университет, Томск, Россия - Богомолов Б.К.
Начальный этап компьютеризации обучения
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия - Бондарь В.А., Воронин А.И., Миллер А.В., Сербин Э.Ф.
Технология проведения учебного процесса в Томском межвузовском центре дистанционного образования
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Россия - Барахтенова Л.А., Першин Д.В., Шрайнер П.А.
Развитие дистанционного образования в Новосибирском государственном педагогическом университете
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
список участников семинара
|