Секция 1. Региональные программы информатизации образования

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

О МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В. И. Струнин, С. Л. Тимкин

Омский государственный университет

Важной составляющей Программы информатизации образования Омской области /1/ (далее Программа) является механизм ее реализации.

В Омском регионе усилиями Администрации области и учреждений образования  вкладываются существенные средства (местных бюджетов и внебюджетных средств учреждений) в информатизацию образования на всех уровнях. Действует Омский региональный центр информатизации, ведущий ряд частных программ. Тем не менее отсутствие должной координации материальных, технических, финансовых, организационных и методических взаимодействий между субъектами процесса информатизации образования региона и их  вложений в этот процесс, отвечающих современным требованиям, сказывается на эффективности реализации вышеозначенных распределенных затрат и проявляется в следующих моментах:

  • существование <разрыва> между интересами и деятельностью в рассматриваемой области  высшей школы и общего образования;
  • отсутствие общерегионального авторитетной органа, поддерживаемого большинством субъектов образовательной системы региона. Его наличие очень важно для взаимодействия с федеральными структурами (МО РФ и его структуры и т.п.), структурами федерального округа, лидерами ИТ регионов, в том числе и финансового взаимодействия;
  • отсутствие системы мониторинга создаваемых в области информационных ресурсов для сферы образования, особенно за счет внебюджетных средств;
  • недостаточные вложениях в общезначимые проекты и инфраструктуру информатизации образования.

Успех реализации региональной Программы информатизации образования определяется в том числе наличием  эффективного механизма координации взаимодействия субъектов образовательной системы и их целевых вложений материально- технических,  финансовых и административных ресурсов.

В Программе информатизации образования Омской области предлагается:

  1. Создание Омского регионального ресурсного центра (ОРРЦ) на базе ОмГУ в виде ассоциации распределенных специализированных ресурсных центров других учреждений региона /2/.
  2. Активизация Совета проректоров по информатизации при Совете ректоров как координирующего органа по информатизации профессионального образования.
  3. Возложение функций координации Программы на координационный совет при Комитете по делам науки и образования АОО или рабочую группу при Координационном совете по модернизации и развитию образования региона.

Таким образом, вопросы  координации работ и привлечения источников финансирования на цели информатизации образования решаются следующим образом:

  1. ОРРЦ ответственен за изыскание и получение федеральных средств.
  2. Главное управление образования Омской области (ГУО ОО) ответственно за формирование и получение региональных средств.
  3. Совет информатизации при Совете ректоров отслеживает и координирует расходование внебюджетных средств в сфере профессионального образования..

Укрупненный функционал основных участников реализации Программы представляется следующим образом:

  1. ОРРЦ осуществляет выполнение Программы главным образом в рамках создания общей инфраструктуры информатизации образования и общезначимых для всего регионального образования проектов.
  2. ГУ ОО осуществляет выполнение Программы, касающееся г.о. общего образования
  3. Совет ректоров координирует и отслеживает реализацию Программы  в вузах города Омска.
  4. Координационный совет отслеживает выполнение Программы в целом (принимает ежегодные отчеты 3-х структур, определяет приоритеты на следующий год), координирует взаимодействие и распределение обязанностей между ними структурами.

Предложенная схема не означает закрепленную инвариантность иерархии взаимодействий субъектов и координирующих органов процесса. Каждый субъект взаимодействия по реализации Программы, например отдельный вуз или другое образовательное учреждение, может участвовать в конкурсах по ФЦП или НТП МО РФ и получать федеральные средства или в местном бюджете без участи ОРРЦ. Хотелось бы, чтобы все эти ситуации реализовывались как можно чаще. Но будет принята общая схема — Программа, а соответствующие структуры будут отслеживать использование средств по соответствующим направлениям Программы и учитывать полученные результаты.

Предложенную модель можно представить следующей схемой:

Литература.

  1. Панков А.П., Струнин В.И., Тимкин С.Л. Программа информатизации образования Омской области. В сб. Организационные, методические и научные основы формирования системы ресурсных центров в сфере образования, 9-11 июня 2003 года, Кемерово. — Кемерово: ИНТ, 2003, С. 106-110.
  2. Геринг Г.И., Струнин В.И., Тимкин С.Л. Принципы формирования Омского ресурсного центра. Там же, С.55-60.

РАЙОННЫЕ РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

В. П. Демкин

Томский государственный университет

 

Процесс информатизации охватил все уровни общественного устройства и социально-экономической сферы деятельности общества. В настоящее время уровень информатизации определяет качество деятельности любого предприятия и организации,  уровень организации его работы, эффективность управленческих решений,  потенциальные возможности использования интеллектуальных ресурсов в интересах общества. С информатизацией связана и сама перспектива развития Томской области как одного из ведущих регионов в экономике России.

Одним из основных элементов в структуре программы информатизации Томской области является проект создания единой образовательной информационной среды (ЕОИС), предполагающей интеграцию потенциала образовательных учреждений на административном, учебно-методическом, технологическом уровне. Этот проект реализуется Томским государственным университетом совместно с Департаментом образования Томской области.

Построение единой образовательной информационной среды создает условия для оперативного доступа к образовательным ресурсам, реализации образовательных и просветительских программ различных уровней, позволяет активизировать научно-педагогическую деятельность, распространение передовых инновационных методик в регионе и в России в целом.

Основными задачами проекта создания ЕОИС Томской области являются следующие.

  1. Создание Сибирского регионального телепорта (СРТ) в г. Томске на базе Томского государственного университета.
  2. Построение сети районных ресурсных центров на основе наземных и спутниковых каналов телекоммуникаций и их техническое оснащение.
  3. Построение сети абонентских станций спутникового доступа (Интернет и ТВ/РВ вещание) в сельской местности.
  4. Создание электронного образовательного контента для сельской школы
  5. Создание широкомасштабной системы повышения квалификации учителей в области информационных технологий
  6. Создание инфраструктуры региональной системы открытого образования и реализация образовательных программ

Важным шагом в развитии единой образовательной информационной среды является создание сети ресурсных центров различного уровня районных, которые призваны координировать деятельность образовательных учреждений в области информатизации.

ЕОИС Томской области формируется на основе спутниковых и волоконно-оптических наземных технологий. С целью оптимизации доступа к ресурсам ЕОИС Томской области создается как многоуровневая система, включающая в себя:

— телепорт Томского государственного университета, содержащий региональные образовательные ресурсы и сегменты федеральных порталов;

— районные ресурсные центры, на базе средних общеобразовательных школ;

— учреждения образования.

Основу инфраструктуры ЕОИС Томской области составляют районные ресурсные центры (РРЦ).

РРЦ создаются в крупных и средних населенных пунктах (городах, поселках городского типа, крупных селах) и комплектуются двунаправленной станцией VSAT, устанавливаемой на базе средних школ. Соответственно, на базе этих узлов создаются образовательные порталы и базы данных специализированного назначения. Абонентские сети в этих населенных пунктах создаются на основе Ethernetтехнологий и корпоративных воздушных многомодовых волоконно-оптических линий связи (ВОЛС).

В малых населенных пунктах создаются абонентские пункты и комплектуются однонаправленной станцией VSAT, устанавливаемой на базе школ. Запрос с рабочих мест на образовательный портал первого уровня осуществляется по наземным линиям связи.

Районные ресурсные центры имеют следующие функции:

—         организация доступа образовательных учреждений к ресурсам Интернет;

—         организация ТВ/РВ-вещания;

—         реализация программ переподготовки кадров и повышения квалификации в области информационных технологий;

—         сопровождение и развитие на районном уровне интегрированной автоматизированной информационной системы управления сферой образования;

—         оказание консультационной, методической и технической поддержки ОУ всех уровней и конкретным работникам образования в области применения информационных технологий в учебном процессе;

—         создание и развитие сети технического сопровождения аппаратно-программных средств;

—         создание и сопровождение образовательного контента (зеркалирование образовательных порталов СРТ, единого каталога информационных образовательных ресурсов и др.).

В Томской области планируется создание 22 районных ресурсных центров на базе учреждений образования за счет средств Департамента образования и Томского государственного университета. Все районные ресурсные центры имеют наземный канал по выделенной линии с СРТ. Все сельские школы соединены с районными ресурсными центрами по коммутируемой линии.

Основная деятельность РРЦ будет направлена на реализацию программы информатизации образования. Основными направлениями и видами этой деятельности являются следующие.

— Реализация общеобразовательных программ

— Профильное обучение

— Реализация программ дополнительного образования для школьников

— ЕГЭ

— Повышение квалификации учителей

— Просветительская деятельность

— Досуговая деятельность молодежи

— Углубленное изучение предметов

— Кружковая работа

— Работа с одаренными детьми

— Работа с детьми-инвалидами

В настоящее время заканчивается техническое оснащение РРЦ. Актуальными задачами для осуществления дальнейшей деятельности являются:

1)    организация подготовки кадров для РРЦ и сельских школ;

2)    создание распределенной системы баз данных учебного назначения на основе РРЦ,

3)    создания электронных средств учебного назначения для системы общего и профессионального образования.

Результаты реализации проекта создания ЕОИС Томской области будут  иметь важное значение для развития социально-экономической сферы региона. РРЦ системы образования будут способствовать решению задач по следующим направлениям.

  1. Осуществление образовательных программ различного уровня
  2. Развитие культуры и просветительской деятельности
  3. Создание системы дистанционной медицинской диагностики
  4. Совершенствование системы оперативного управления в различных отраслях народного хозяйства
  5. Совершенствование системы управления в органах государственной и муниципальной власти
  6. Развитие системы оперативного оповещения населения области
  7. Совершенствование информационно-рекламной работы
  8. Развитие регионального ТВ/РВ — вещания
  9. IP-телефония

Реализация проекта создания единой информационной среды Томской области даст возможность :

— учреждениям образования различных уровней осуществлять образовательную  и просветительскую деятельность в единой информационной образовательной среде;

— учреждениям науки повысить эффективность научных исследований;

— учреждениям сферы культуры, здравоохранения осуществить  решения социальных задач;

— органам государственной власти и местного самоуправления  оперативно решать комплекс  социальных и экономических задач;

— населению области удовлетворять  информационно-коммуникативные потребностей, получить доступ к информационным и образовательным ресурсам.

Экономическая эффективность и значимость проекта заключаются в разработке оптимальных способов и решений организации деятельности отраслей в  единой  информационной среде, что позволяет сэкономить значительные государственные средства и средства субъектов Федерации и повысить эффективность работы учреждений всех форм собственности.

 

 

 

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

В. В. Глазырин, К. И. Карасев, Ю. Н. Резник

Читинский государственный университет

 

В последние годы российская система образования находится в состоянии непрерывного реформирования для нахождения наиболее эффективных путей подъема качества подготовки специалистов, необходимых стране для сохранения ее безопасности и конкурентоспособности в переходную эпоху изменения российской политико-экономической системы и глобализации мировых процессов.

Насыщение образовательной среды регионов компьютерной техникой, требует реализации новых подходов к управлению образованием, к организации и качеству информационных потоков этой системы.

Развитие информатизации в Читинской области регламентируется Президентской программой «Компьютеризация сельских школ» и рядом региональных программ.

Все это позволит к 2004г. в основном оснастить все школы компьютерными классами, обеспечить школы квалифицированными педагогическими кадрами и  их переподготовку  в соответствии с требованиями времени и создать корпоративную телекоммуникационную сеть «Образование Забайкалья».

В настоящее время в 593 общеобразовательных школах области установлено 297 современных компьютерных класса.

В итоге компьютерными классами оснащены 46,7% школ Читинской области, в основном это средние школы (73% средних школ имеют компьютерные классы), относительно контингента эти цифры составляют соответственно 77,4% и 83,7% .

Создание в г. Чите Центра Интернет образования совместно с Федерацией Интернет образования реально меняет ситуацию во внедрении современных технологий обучения. В 2002-2003 учебном году  процент учителей владеющих новыми информационными технологиями достигнет  25% от общего числа педагогов, что позволит более активно использовать компьютерную технику в преподавании различных предметов.

Тенденция использования компьютерной техники, как на уроках информатики, так и  предметных уроках возрастает. Все чаще она используется в неурочное время на факультативных занятиях и различных курсах.

Информационные ресурсы системы профессионального начального образования области представлены следующим образом: компьютерные классы имеют 14 учреждений. В 13 из них  установлены компьютерные классы нового поколения. 4 училища имеют классы, оборудованные старыми машинами. Подключение к сети Internet  имеют 3 ПУ.

В 2003 году планируется укомплектовать компьютерными классами за счет федеральной программы остальные училища.

Предыдущие годы отмечены усилением информационных компонентов в образовательной деятельности вузов. Информационные технологии обеспечивают движение науки, образования, культуры создают возможность для новых перспектив. Программы информатизации затронули все вузы

Большинство ВУЗов и ССУЗов имеют одноранговые сети масштаба кафедр, отделений и т.д. Все учреждения профессионального образования г.Читы имеют выход в Internet.

В Читинском государственном университете при грантовой поддержке Департамента образовательных программ правительства США открыт Центр открытого доступа в Интернет, где могут бесплатно участвовать в различных информационных программах студенты, преподаватели вузов и представители всех слоев населения.

Подготовку педагогических кадров в сфере информатизации проводит Забайкальский государственный педагогический университет и педагогические колледжи области (5) — выпуск специалистов более 60 чел. Специалистов в сфере информационных технологий готовят ВУЗы области (Читинский государственный технический университет, Забайкальский институт железнодорожного транспорта, Читинский филиал Современного гуманитарного университета, Забайкальский институт предпринимательства, некоторые ССУЗы) — выпуск более 100 специалистов.

В год курсы повышения квалификации и переподготовки проходят более 200 учителей. Прослеживается положительная тенденция подготовки не только учителей информатики, но и учителей предметников, так в 2000г. повышение квалификации прошли практически только учителя информатики, а 2002г. уже 50% прошедших курсы составили учителя предметники.

Разумеется, управление изменениями в такой сложной многофункциональной информационно насыщенной системе требует ухода от исторически сложившейся практики ведения документооборота, сбора, хранения, обобщения и анализа первичной информации. Современные информационные технологии (ИТ) позволяют эффективно управлять образовательным комплексом, способствовать его вхождению в единое образовательное пространство России и мира.

Широкое внедрение современных информационных и коммуникационных технологий, принятие и начало реализации федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» и <Электронная Россия> создают предпосылки для перехода к качественно новому уровню управления образованием региона на основе информационных технологий.

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ДВГУ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

В. И. Курилов, Б. Л. Резник

Дальневосточный государственный университет, г. Владивосток

 

Еще до принятия Министерством образования РФ конкурсной программы создания сети региональных ресурсных центров, способствующих развитию информационных технологий в сфере образования и науки, многие университеты по собственной инициативе провели значительную работу в этом направлении.

Одним из таких университетов был и Дальневосточный государственный, в котором Ученым советом в начале 90-х годов прошлого столетия информатизация была определена в качестве одного из четырех важнейших принципов развития. Создавались различные структуры, определялись, направления деятельности: интернет-центр, при поддержке Министерства образования РФ и Фонда Сороса, Приморский краевой центр новых информационных технологий (Минобразования РФ), Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий, дистанционные образовательные программы с университетами США, Японии, Австралии, центра мониторинга качества образования и тестирования и многое другое, росла и совершенствовалась <паутина> локальных и региональных сетей, укреплялось сотрудничество с провайдерами.

В итоге этого <эволюционного> процесса к 2003 году сложилась хорошо и ясно структурированная система, которая приказом ректора и была оформлена как <Дальневосточный ресурсный центр ДВГУ>, главной задачей которого является научное, методическое и материально-техническое обеспечение  развития в регионе единой информационной среды в сфере науки и образования. Основными направлениями деятельности ресурсного центра являются следующие:

  1. Создание программного обеспечения организации и хранения информационных ресурсов системы образования.
  2. Обеспечение информационных потребностей студентов и школьников, преподавателей вузов и школ, научных сотрудников, работников бюджетной сферы.
  3. Координация и научно-методическое обеспечение работы территориальных ресурсных центров.
  4. Развитие системы открытого образования, дистанционного обучения студентов и школьников, повышения квалификации специалистов, включая совместные международные образовательные проекты.
  5. Сопровождение региональной системы мониторинга качества и развития системы образования.
  6. Организация и сопровождение функционирования единого информационного пространства Дальневосточного Федерального округа.
  7. Расширение ресурсов электронных полнотекстовых библиотек и доступа к ним, создание и поддержка деятельности централизованного банка научно-методических ресурсов.
  8. Обеспечение системы повышения квалификации педагогических работников.
  9. Поддержка региональной системы компьютерной безопасности.
  10. Поддержка научных исследований в области развития информационных технологий.
  11. Поддержка развития суперкомпьютерных технологий для обеспечения аналитических, информационных и научных работ в регионе.
  12. Концентрация кадровых, организационных и финансовых ресурсов для решения указанных выше задач.

Следует отметить, что по каждому из указанных направлений в университете уже был существенный задел (см. Рис.1-10 доклада). Остановимся подробнее на одной из важнейших структур ресурсного центра,  которой является <Открытый университет ДВГУ>, располагающий в настоящее время одним из крупнейших в России пакетом электронных учебных пособий по программам высшего профессионального образования, различными тренажерами и тестерами, в том числе для начальной и средней школы, создан ряд мультимедийных пособий. С сентября 2001 года в нем открыт набор российских и зарубежных студентов на 35 собственных интернет-программ первого и второго высшего образования, а также на 54 отдельных интернет-курса. Интернет-программы во многом ориентированы на зарубежных русскоязычных студентов, для которых затруднителен приезд для обучения в Россию, но имеется хороший интернет-доступ. В соответствии с этим интернет-программы ДВГУ  базируются на сервере, расположенном на территории США, что обеспечивает быстрый доступ к материалам сайта. Среди образовательных программ — ряд уникальных. К примеру, ДВГУ ведет интернет — обучение студентов совместного российско-американского факультета (РАФ ДВГУ) и Мэрилендского университета (University of Maryland University College, UMUC), США. Двухдипломная программа  ДВГУ и  UMUC начиналась в 1991 году как классическая очная программа, но с 1999 года половина американской части учебных курсов была переведена в интернет-форму, при которой студенты ДВГУ учатся в виртуальных классах вместе с американскими студентами.

С июня 2001 года ДВГУ открыл набор на двухдипломные и магистерские программы в области бизнеса и менеджмента с одним из лучших по организации учебных программ за рубежом университетов Австралии —  Университетом Южного Квинсленда (University of Southern Queensland, USQ).

ДВГУ — единственный российский партнер в области ДО интернет-технологий самого престижного частного университета Японии — Университета Васеда (Waseda University). С октября 2000 года ДВГУ реализует совместную учебную интернет-программу с этим университетом : в режиме интернет- видеоконференций проходят курсы русского языка для японских студентов и японского — для студентов ДВГУ.

Подписан договор и начата реализация программы партнерства в области дистанционного обучения между ДВГУ и университетом Сиэттла (Seattle University, SU), США, на базе юридического института ДВГУ и школы права SU,  считающейся лучшей на северо-западном побережье США.

Подготовлены к реализации и другие международные проекты.

Думается, что опыт ДВГУ в проведении и координации работ, связанных с развитием  единого образовательного информационного пространства, систем подготовки и переподготовки кадров, освоении информационных технологий нового поколения и др., может быть востребован Министерством образования РФ при создании сети региональных ресурсных центров.

 

 

 

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ НИТ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

 

И. А. Морев, В. И. Вовна

Дальневосточный государственный университет, г. Владивосток

 

При реализации работ в направлении внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий (НОТ) и новых информационных технологий (НИТ) стали актуальными прогнозы организационных, социальных и экономических последствий соответствующих управленческих действий. Изучение динамично меняющейся ситуации и оптимизация управления является полем деятельности новых актуальных областей управления и научной деятельности в сфере образования — менеджмента информационных систем, менеджмента качества.

Развитие системы непрерывного образования должно опираться на мощные инструменты оценки и сравнения качества образования в разных образовательных учреждениях, разных регионах. Таким инструментом являются мониторинговые технологии, развитию которых особое внимание уделяется Минобразования РФ в последние годы.

Современные технологии мониторинга качества являются важнейшим подспорьем управлению образованием. Грамотное их развитие и применение — непременный спутник оптимального управления развитием образовательной сферы в целом. На пути внедрения и развития мониторинговых технологий необходимо решить ряд проблем, связанных с техническим и программным обеспечением, методическим обеспечением, кадровые (новый уровень подготовки, переподготовка, аттестация кадров) и социально-психологические проблемы (новые взаимоотношения школ и органов управления, новый взгляд на управление уровнем качества образования и др.). В связи с этим скорое внедрение мониторинговых технологий на больших территориях в полном объеме представляется затруднительным. Тем не менее, этот путь необходимо пройти.

Администрацией Приморского края и Дальневосточным государственным университетом (ДВГУ) с 1994 года проводятся мероприятия по отработке и внедрению массовых компьютеризованных технологий аттестации знаний учащихся. Эти мероприятия проводятся на базе ряда школ, ДВГУ, Всероссийского детского центра «ОКЕАН». В них принимают участие тысячи учащихся школ Приморского края, их учителя, работники органов народного образования. Ежегодно в январе-феврале проводятся 42 компьютерных тура олимпиад по 14-ти школьным дисциплинам для учащихся 9-11 классов всех территорий Приморского края. На основании результатов проведенных мероприятий сотни учащихся зачисляются Приемной комиссией на факультеты ДВГУ без сдачи вступительных экзаменов. Используемая компьютеризованная технология позволяет выявлять тенденции развития качества образования в территориях края и строить прогноз.

В 2000 году внедрение компьютерных мониторинговых технологий вступило в этап планомерного распространение по всем территориям Приморья. В рамках договора между администрацией Приморского края и ДВГУ, на базе ДВГУ создан Приморский краевой центр мониторинга качества образования (ПК ЦМКО). На базе более двух десятков представительств и филиалов ДВГУ, школ Университетского образовательного округа ДВГУ создаются территориальные центры мониторинга качества образования. Среди них выделяются: Владивостокский городской ЦМКО (созданный на совместной базе ДВГУ и Комитета по образованию администрации г. Владивостока), Дальнегорский центр (созданный за счет средств МОУО г. Дальнегорска, ДВГУ, а также привлеченных Корпусом Мира США грантовых средств), Артемовский центр (созданный на базе Артемовской муниципальной гимназии). В настоящее время в Приморском крае официально открыты (т.е. подписаны и утверждены многосторонние договоры, определены и работают помещения, техника, персонал, оборудование) 12 территориальных центров МКО. К мониторинговым мероприятиям ПК ЦМКО привлекает крупный технический потенциал — более 400 компьютеров во Владивостоке и территориях края, сети, линии связи и пр.

За 2000-2003 годы ДВГУ пять раз стал российским лидером по количеству участников Всероссийской компьютерной олимпиады <Телетестинг>, лидером по массовости участия в компьютерных тестированиях ЦТ Минобразования РФ. Сотрудничество с указанными организациями оказалось весьма плодотворным. Сотрудники ПК ЦМКО прошли обучение на специализированных курсах, приняли участие во всероссийских семинарах и конференциях посвященных технологиям компьютерного тестирования знаний и мониторингу качества образования.

Аттестационные мероприятия становятся наиболее эффективными, когда им придаются атрибуты соревнования — массовость, сюрпризность, занимательность и др. Именно по такому пути пошел ПК ЦМКО. Именно в этом секрет успешного лидерства. Внедрение в практику компьютерных профессиональных деловых игр позволяет развить эту идею, придать аттестационным мероприятиям более массовый характер и снизить уровень затрат. Кроме этого, коллективные компьютерные деловые игры смогут превратить учеников из статистов и болельщиков в активных участников, членов команды своего учителя. Воспитательный эффект такого «превращения» очевиден. Соревновательному азарту покорны все возрасты, что позволяет предложить использовать отработанную технологию и в других ситуациях, в частности, при проведении массовых мероприятий по аттестации и переподготовке педагогических кадров. Особенно перспективно совместное использование идеи <мягкого тестирование> и Интернет-технологий.

Созданное в ДВГУ и многократно апробированное при непосредственном участии специалистов народного образования информационное наполнение тренажера «Дидактор» построено на материалах действующих школьных учебников. Это необходимый компонент для проверки знаний школьников и специальных знаний учителей. Однако обязательные знания учителей этим далеко не ограничиваются. Комплекс знаний по отраслям педагогики, психологии, валеологии не менее важен; его контроль и пополнение занимают значительное место в мероприятиях по переподготовке и аттестации педагогических работников.

Не каждая районная образовательная структура укомплектована штатом методистов, способных вести работу по переподготовке кадров в полном объеме. Проводить же такие мероприятий централизованно — отрывать от учебного процесса на длительное время большие группы учителей, обеспечивать их транспортом, жильем, оборудованием — часто становится непозволительной роскошью. В то же время, компьютерные классы есть уже во всех районных структурах. Организовать на их базе кратковременные курсы переподготовки районного масштаба — не проблема. При наличии нужного программного обеспечения справиться с задачей ведения дистанционной групповой переподготовки в области профессиональных (предметных либо общих) знаний сможет один специально подготовленный методист либо учитель информатики.

Именно таким путем пошли, в рамках договора о совместной деятельности, Департамент образования и науки администрации Приморского края и Дальневосточный государственный университет. В течение 2000-2002 гг. 17 электронных учебных пособий с электронными тренажерами для реализации полнообъемного дистанционного обучения в рамках Программы <Менеджмент в образовании>, созданы коллектив преподавателей и документационное обеспечение, инициирован и успешно развивается учебный процесс на базе территориальных представительств ДВГУ. Важной особенностью является ориентированность Программы на переподготовку кадров в области НИТ и НОТ, мониторинговых технологий (массовых тестирований знаний, сбора и обработки данных, прогноза) и технологий менеджмента качества.

Развитие Программы позволит в краткие сроки подготовить достаточный контингент специалистов для успешного полнообъемного внедрения на территории Приморского края новых технологий контроля и управления качеством образования.

 

 

 

О ЗАЩИТЕ И ГАРАНТИРОВАНИИ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В. И. Вовна, И. А. Морев

Дальневосточный государственный университет, г. Владивосток

 

Создание национальной системы открытого образования (СОО) является приоритетным направлением деятельности Министерства образования РФ. Решение этой задачи неразрывно связано с процессом общего реформирования системы образования. Формирование СОО опирается на новые, непривычные для России принципы — технология и структура создается по инициативе <снизу>. В качестве инициаторов создания СОО в настоящее время лидируют несколько столичных и региональных университетов, в частности, Дальневосточный государственный университет, становящийся форпостом национальной СОО в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и др.

Образование уже воспринимается нами не только как некое понятие, но и как товар. В России строится рынок образовательных услуг. А раз это так, то сам товар, производители и потребители товара, организаторы производства и потребления товара должны быть соответствующим образом защищены правовым механизмом.

Действующий Закон <Об образовании> не включает четкого, доведенного до численных характеристик, определения качества и уровня качества образования; нет в Законе понятия конкуренции и монополизма в сфере образования, равно как нет и многих важных понятий, связанных с рынком, отсутствуют непротиворечивое описание механизма защиты качества.

Система образования, как производящий товар механизм, состоит из (зависит от) многих компонентов и факторов, влияющих на качество: преподаватели и персонал учебных заведений и научно-методических центров; авторы пособий и технологий; абитуриенты и учащиеся; администраторы; работодатели; грантодатели; организаторы внедрения образовательных технологий; эксперты и гаранты качества; государство.

Все они должны быть защищены не только от воздействий извне, но и взаимно. Например, вполне логичны такие меры защиты: решения о реформировании, занятии должностей и др. не должны приниматься администратором без учета объективных показателей качества; выпускник вуза с более высоким рейтингом качества должен иметь приоритет при трудоустройстве; работодатель должен иметь четкие государственные либо иные гарантии качества принимаемого на работу выпускника вуза.

Производственные принципы требуют, чтобы качество образовательных услуг выражалось количественно во взаимном сравнении. Причем эти выражения — напр., рейтинговые таблицы  — должны быть защищены определенными гарантиями.

Это абсолютно необходимо как для объективизации сравнения, так и для устойчивой работы механизма ценообразования на рынке образовательных услуг. Именно СОО, как быстро развивающаяся и наиболее технически оснащенная, включающая все перечисленные субъекты и объекты, должна стать полигоном для отработки и внедрения механизмов защиты и гарантирования качества.

Мониторинг качества образования не менее важен, чем медицинский, химический, радиационный, экологический и социальный. Это основа для построения в федеральном масштабе механизма защиты, гарантирования и повышения качества образования. Этот механизм должен опираться не только на материальную и методическую базу сети ЦМКО, не только на результаты ее деятельности, но и на некоторые нетрадиционные для нашей системы образования аспекты. Обсудим некоторые из них.

Работодатель, как правило, выбирает будущего сотрудника из нескольких претендентов. Его выбор будет более объективен, если он станет опираться на данные регионального ЦМКО — таблицу рейтингов учебных заведений и оценки независимого тестирования остаточных знаний. Так реализуется один из аспектов механизма защиты качества. Если же, при этом, претенденты законодательно защищены друг перед другом и перед работодателем на основе тех же рейтинговых таблиц, то реализуется второй аспект  защиты. Одновременно с первыми двумя, реализуется третий аспект — взаимная защита образовательных учреждений.

Современный работодатель заинтересован в упреждающем привлечении будущих сотрудников, до окончания ими обучения. Его выбор претендентов будет объективным, если он получит доступ к данным независимого тестирования знаний и умений студентов, например, в сети Интернет. Студенты, зная, что за их успехами следят будущие работодатели, несомненно, более серьезно отнесутся к своему образованию. Таким образом, повышается  индивидуальная образовательная мотивация и  реализуется четвертый аспект — поддержка повышения качества.

Вузы заинтересованы в заблаговременном формировании контингента абитуриентов. Данные ЦМКО об успехах конкретных учащихся школ явятся основой как для построения межвузовской политики такого формирования, так и для проведения профориентационных мероприятий.

Публикация результатов деятельности ЦМКО — рейтинговых таблиц — неизбежно породит здоровую конкуренцию не только среди учащихся, но и среди образовательных учреждений (привлечение лучших преподавателей, внедрение лучших образовательных программ, повышение оснащенности и др.) приводящую в итоге к общему подъему уровня образованности.

Компьютеризированный мониторинг позволит проанализировать не только деятельность вузов в целом, но и деятельность конкретных преподавателей и управленцев. Эти данные позволят дать объективную оценку деятельности и основу для защиты прав преподавателей и учителей как производителей образования; абитуриентов и учащихся, как покупателей и носителей образования; учебных заведений, как организаторов производства образования; работодателей, как потребителей образования; государства, как организатора рынка образовательных услуг.

Ведение сравнительного мониторинга качества образования на уровне регионов и государств не только станет основой стимулирования конкуренции в этой сфере, но и является абсолютно необходимым шагом на пути к интеграции образовательных систем и построению глобальной системы открытого образования.

  1. P.S.

Следует предостеречь себя от скоропалительности в принятии решения о конкретном виде механизма защиты и гарантирования качества. Мы должны быть уверены, как это не парадоксально, что качество образования будет защищено и от самого механизма своей защиты.

Каждое нововведение приводит не только к позитивным, но и к негативным последствиям. В частности, одним из возможных негативных результатов внедрения нового механизма, может оказаться появление общего административного стремления к унификации образования. Такое стремление может привести, как это случилось в США и некоторых других странах (по нашему мнению), где такие механизмы давно сложились, не к развитию образованности, а к глобальному падению уровня качества образования. О глубинной связи этих, на первый взгляд, несвязанных явлений — унификации и устойчивости — свидетельствует современная наука. Свойства стабильности и самовосстановления систем  прямо связаны со степенью их неоднородности. Считается установленным, что наименее устойчивыми являются унифицированные, однородные системы. Этот факт, кроме прочего, дает ключ к пониманию одного из российских <чудес>: именно в неунифицированности и традиционной разнородности образовательной системы России заложена ее магическая способность к самовосстановлению и самоподдержанию уровня качества.

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАРАГАНДИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Е.А. БУКЕТОВА

Ж. С. Акылбаев, Н. Т. Ержанов, К. Т. Искаков

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан

 

Министерством образования и науки Республики Казахстан разработана Программа информатизации системы образования Республики Казахстан в целях реализации государственной политики в области информатизации системы образования на основании Закона Республики Казахстан <Об образовании> и Концепции информатизации системы образования Республики Казахстан на 2002-2004 годы (постановление Правительства РК от 06.08.01г., N 1037).

На основании этой программы перед КарГУ им. Е. А. Букетова поставлены и решены ряд задач. Отметим главные из них:

  1. Обеспечить подключение факультетов, подразделений, научно-исследовательских институтов, пользователей к глобальной сети Интернет
  2. Охватить процессом информатизации обучение в университете
  3. Обеспечить внедрение дистанционного обучения
  4. Создать образовательный портал КарГУ им. Е.А. Букетова

Для решения первой задачи компьютерные классы в количестве 32 единиц подключены к интернет-связи. Корпуса университета (в количестве 11 единиц), находящиеся в радиусе трех километров, соединены в единую корпоративную сеть посредством радиоканала.

Для решения второй задачи внедрен программный комплекс Lotus-Notes для электронного документооборота в КарГУ им. Е.А. Букетова.

Существующие программные продукты серии АРМ <Автоматизированная система по учету кадров>, <Учет входящей и исходящей документации>, <Контингент>, <Учебный план>, <Зарплата>, <Смета>, <Деканат> переведены и переработаны на сетевую версию на основе применения современных языков программирования базы данных: UML и т.д.

Составлена обширная база на электронных носителях для электронной библиотеки КарГУ им. Е.А. Букетова. Электронные издания (на CD-дисках) разделены на следующие категории:

  1. Электронные учебные издания: издания, соответствующие учебным курсам (или их части) по различным видам учебных работ (лекции, семинары, лабораторные занятия) — кейс-технология.
  2. Мультимедийные обучающие программы — учебный курс с использованием анимации, звука и т.д.
  3. Электронные учебники — учебные издания для автоматизации обучения.
  4. Электронное учебное пособие, содержащее отдельные разделы, сборник задач, справочник и т.д.

В рамках решения третьей задачи в университете проведена крупномасштабная операция по созданию объемной базы учебных материалов на электронных носителях для обучения на всех факультетах по всем формам обучения.

В КарГУ им.Е.А.Букетова создан Web-сайт КарГУ, имеющий три версии (на казахском, русском и английском языках).

 

 

 

СОЗДАНИЕ ФРАГМЕНТА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

(на примере деятельности педагогического вуза)

И. М. Щеткин, П. В. Закотнова

Омский государственный педагогический университет

 

Согласно концепции модернизации образования <: надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному, качественному образованию в соответствии с их интересами и способностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания>. Право на образование гарантирует гражданам России и конституция Российской Федерации.

Однако реализация этого права гражданином может быть проблематичной, если он не может тратить на обучение полный рабочий день или регулярно посещать занятия (удаленность вуза; работа, занимающая много времени; инвалидность и т.д.). Выход из сложившейся ситуации возможен через использование учебными заведениями технологий дистанционного обучения, создание региональных систем образования в рамках создания российской системы открытого образования.

Изменения образовательной ситуации, возникшие на фоне активных процессов в социальной и экономической сферах жизни общества,  экономического расслоения общества, создали ситуацию социально — экономической зависимости сельских слоев населения при получении высшего образования. Из всего числа потенциального сельского студенчества Омской области имеют возможность получать высшее образование лишь 23,3 %.

Сложившаяся система профессионального образования стимулирует, более того, провоцирует этот процесс. Она как насос выкачивает в город наиболее активную и образованную молодежь. Целевая подготовка специалистов дает лишь частичное решение  проблемы.

Данный вопрос можно рассматривать с позиции социальной политики в области образования.

Попадая в городскую среду, сельские студенты испытывают ломку и перестройку личностной системы ценностей, моральных устоев.

Задача региональной системы образования в этом случае — создать условия для образования индивида в его социокультурной среде.

Поскольку такая система функционирует в полном объеме только в пределах своего административно — территориального региона, то создание и развитие региональной образовательной системы возможно только при наличии взаимодействий всех структур, определяющих социальное развитие региона.

Региональная система образования может быть спроектирована и развернута только в том случае, если мы с самого начала выходим за границы существующих учебных заведений и начинаем анализировать более широкий класс процессов, в которых в разной форме протекают образовательные отношения.

Таким образом, создание системы регионального образования становится насущной задачей департаментов образования и науки, высших учебных заведений на территории региона (субъекта РФ).

Создание региональной системы образования влечет за собой максимальное приближение образования к его потребителю, что возможно через создание филиалов и представительств государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в районных центрах и городах спутниках, удаленных на значительное расстояние от областных центров.

Наиболее перспективной в этом направлении является  деятельность педагогических высших учебных заведений, т.к. потребность в педагогических кадрах, в их переподготовке и в повышении квалификации существовала, существует и будет существовать. Заинтересованы в этом и соответствующие государственные органы — комитеты по образованию различных уровней.

На материально-технической базе филиалов и представительств педагогических вузов возможно создание представительств других учебных заведений и создание районных ресурсных центров-филиалов региональных ресурсных центров или компьютерных классов с доступом в Интернет (электронных библиотек), уже с меньшими финансовыми затратами.

Омский государственный педагогический университет занимается решением данной проблемы в рамках вышеизложенного.

На сегодняшний день ОмГПУ имеет в своей структуре два филиала: на севере области в г. Тара (на границе с Тюменской и Новосибирской областями) и  в р/п Нововаршавка на юге области (на границе с Казахстаном). Кроме того, у университета имеется 14 представительств в различных районах области.

В представительствах используется <вахтовая> или <выездная> модель, позволяющая организовать консультационные занятия штатных преподавателей ОмГПУ со студентами-заочниками. Модель успешно работает при наличии в районе достаточного числа обучающихся по соответствующей специальности. Но, как показала практика, в районе не всегда набирается полная группа по соответствующей педагогической специальности, что вызывает проблемы с рентабельностью обучения.

Тарский филиал — это филиал с полным циклом обучения. Нововаршавский филиал — это филиал с неполным циклом обучения, созданный на базе межвузовского сельского центра. В отличие от Тарского района, в котором постепенно растет уровень  промышленности, Нововаршавский район является отражением типичной социально-экономической ситуации, сложившейся в аграрных районах Омской области: узость сферы применения труда, снижение уровня доходов населения, отставание социальной сферы. Ряд проблем, с которыми столкнулась сельская среда за последнее десятилетие, инициировал проведение эксперимента по подготовке специалистов в условиях села.

На базе Нововаршавского филиала ОмГПУ отрабатываются организационные, педагогические и технологические аспекты взаимодействия различных высших учебных заведений в ходе организации учебного процесса в сельской местности.

 

 

 

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВКИ НГУ

 

А. И. Куликов, Ю. Н. Мороков, В. В. Остапчук

Новосибирский государственный университет

 

Для Высшего колледжа информатики Новосибирского государственного университета (ВКИ НГУ) актуальной является задача повышения эффективности, качества и доступности образовательных ресурсов для изучения учебных дисциплин, связанных с информационными технологиями. Для решения этой задачи существенную роль могут сыграть методы дистанционного обучения.

Внедряя идеи дистанционного обучения, многие учебные заведения создают у себя образовательные порталы. На базе НГУ развернут Новосибирский Региональный Виртуальный Университет (РВУ) информационно-образовательной среды открытого образования (Российский портал открытого образования), действующий более полутора лет. На этом портале создано Виртуальное Представительство ВКИ НГУ.

В НГУ (механико-математический факультет, факультет информационных технологий (ФИТ), физический факультет и т.д.), а так же в ВКИ НГУ накоплен большой опыт разработки электронных учебников по разным предметам, в том числе по универсальным языкам программирования и информационным технологиям. В течение последних лет эти учебники адаптируются и включаются в систему дидактических Интернет-материалов.

Основная кафедра ВКИ НГУ — кафедра информатики — является выпускающей, на ней ведется большая учебно-методическая работа, развиваются традиционные учебные курсы, регулярно проводится модификация курсов, и вводятся новые. Разработан комплекс методических пособий, обеспечивающих эффективное освоение учащимися современных информационных технологий. Эти методические пособия являются основой используемых в учебном процессе электронных учебников.

Образовательная программа ВКИ НГУ охватывает основные направления по информационным технологиям и включает в себе следующие предметы:

  1. Методы программирования.
  2. Парадигмы программирования.
  3. Технология программирования.
  4. Архитектура ЭВМ и операционные системы.
  5. Компьютерная графика.
  6. WEB-программирование и WEB-дизайн.
  7. Методы математического моделирования.
  8. Имитационное моделирование.
  9. Системы управления базами данных.
  10. Распределенные информационные системы.
  11. Геоинформационные системы.
  12. Автоматизированное рабочее место.
  13. Система программной документации.
  14. Сети ЭВМ и телекоммуникации.
  15. Информационно-управляющие системы.
  16. Моделирование автоматизированных систем.
  17. Основы электротехники и схемотехники.
  18. Программирование в системе реального времени.

При разработке комплекса Интернет-учебников по информационным технологиям для подготовки специалистов в области информационных технологий используется проектная форма обучения. Она в течение ряда лет используется в учебном процессе ВКИ НГУ. При использовании проектной формы обучения перед учащимися с самого начала обучения ставится задача создания законченного программного продукта. На разных этапах подготовки учащихся эти задачи имеют разный уровень и определенную специфику, но, вместе с тем, они имеют общие черты, которые предполагается сохранить и в процессе создания Интернет-учебников.

Ниже приводится примерный перечень таких проектов, которые предполагается включить в комплекс.

  • Вводный проект: <Разработка компьютерной игры с помощью языка программирования  Pascal>.
  • Компьютерное моделирование физических явлений.
  • Компьютерная графика.
  • Географические информационные системы.
  • Автоматизированное рабочее место.
  • Визуальное объектно-ориентированное программирование в среде Delphi.
  • Системное программирование.
  • Web-дизайн.

В настоящее время ведутся работы по освоению технологии работы в виртуальных представительствах НГУ и ВКИ НГУ в Российском портале открытого образования и наполнение их контентом.

Кроме того, принято решение о создании собственного образовательного портала ВКИ НГУ, который должен удовлетворять следующим требованиям:

  • Адаптация к реально существующей образовательной структуре.
  • Объектно-ориентированная технология разработки.
  • Гибкая настраиваемая модульная структура.
  • Возможность естественного расширения с помощью конструктора представлений.
  • Возможность редактирования ресурсов портала с помощью  визуальных редакторов.
  • Возможность создания виртуального представительства для других образовательных учреждений.

В качестве среды разработки при создании портала используется пост-реляционная СУБД Cache, представляющая собой современную объектно-ориентированную среду с поддержкой SQL. Эта среда имеет интерфейсы со многими языками высокого уровня (С++, Java, VisualBasic), поддерживает распространенные сетевые технологии (CORBA, DCOM, RMI), а также имеет модули для подключения к различным WEB-серверам (Apache, IIS) и технологию SCP, аналогичную таким как  ASP, JSP, PHP, позволяющую создавать WEB — приложения.

При разработке портала в качестве отправного пункта была взята модель Российского портала открытого образования (<Виртуальный университет>).

В настоящее время разработана и реализована программно-технологическая среда портала ВКИ НГУ, включающая в себя следующие компоненты:

  1. систему документооборота;
  2. универсальный редактор объектов;
  3. конструктор представлений;
  4. поисковую машину;
  5. систему тестирования;
  6. систему почтовой рассылки;
  7. электронную библиотеку.

В разработке портала ВКИ НГУ принимала участие группа студентов ВКИ НГУ и ФИТ НГУ. За эту работу они получили в июне 2003 года первый приз на областном конкурсе среди студентов по разработке программного обеспечения и были награждены премией от Гута-банка.

Намечены следующие работы, которые планируется вести в контакте с мультимедиа-центром НГУ:

  1. подготовка электронных курсов по компьютерной графике и компьютерному моделированию;
  2. создание электронной библиотеки трудов классиков науки — преподавателей НГУ.