Секция 5. Интернет-порталы и их роль в образовании

КОМПЛЕКС РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ИОС ОО:

СОСТОЯНИЕ ДЕЛ И БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

 

С.Л.Лобачев, Е.И.Горбунова

РГИОО

 

Любая крупная система требует постоянной модернизации, расширения, особенно это касается системы такого масштаба как информационно-образовательная среда открытого образования (ИОС ОО), разработанной в российском государственном институте открытого образования (РГИОО). В настоящее время ИОС ОО охватывает все регионы РФ, образовательные учреждения различного уровня и профиля (около 200), которым в рамках среды  предоставлено типовое программное обеспечение для подготовки и ведения учебного процесса в Интернете. В состав программного обеспечения входят разнообразные средства коммуникаций (чат, форум и т.д.), а также электронная библиотека, в каталоге которой сейчас находится около 4000 ресурсов различного назначения (учебные, справочные, иллюстративные, нормативные, научные), и система тестирования.

Процесс модернизации ИОС ОО заключается в переходе от закрытых корпоративных стандартов на открытые международные стандарты для образовательных технологических систем. Руководствуясь принципами открытых систем, можно обеспечить функционирование ИОС ОО как образовательной технологической системы, включающей программное обеспечение, интерфейсы, форматы данных и протоколы, и обеспечивающей переносимость, взаимосвязь и масштабируемость приложений и данных. Совокупность указанных качеств достигается за счет использования общедоступных и общепризнанных стандартов на формы, форматы и протоколы представления и обмена данными при функционировании образовательных процессов.

Для решения поставленной задачи были проанализированы работы в направлении стандартизации образовательных информационных систем. В результате такого исследования были определены основные направления стандартизации ИОС ОО в виде перспективного перечня стандартов:

  • метаданные образовательных ресурсов;
  • упаковка контента образовательного ресурса;
  • информация обучаемого;
  • тесты и тестирование;
  • учебная организация.

Перспективный перечень предполагаемых к разработке стандартов определяется спецификой ИОС ОО и может дополняться в зависимости от расширения функциональных возможностей среды и по мере необходимости стандартизации конкретных объектов информационного обмена.

В соответствии с перечнем стандартов была предложена универсальная модель представления информации в образовательных технологических системах, при помощи которой можно обеспечить интероперабельность информационных ресурсов различных образовательных систем.

К разрабатываемой универсальной модели предъявлялись следующие требования:

  • учет особенностей документооборота, принятого в российской образовательной системе;
  • использование имеющегося задела по описанию образовательных ресурсов в ИОС ОО;
  • применение международных стандартов и спецификаций для образовательных технологических систем;
  • гибкость модели, возможность ее развития.

В настоящее время универсальная модель состоит из 4 частей, соответственно:

  • универсальная модель: концептуальные основы;
  • описание формата метаданных образовательных ресурсов;
  • описание формата упаковки образовательных ресурсов;
  • модель пакета информации обучаемого.

В части 1 <Универсальная модель: концептуальные основы> сформулированы основополагающие принципы работы с образовательными ресурсами, а также  описаны способы и стратегии расширения IMS, благодаря которым можно создавать собственные модели данных и обеспечивать гибкость и развитие модели.

Прикладной профиль для метаданных и упаковки электронных образовательных ресурсов (части 2 и 3) был разработан на основе интеграции стандартов IEEE <Метаданные учебных объектов> и ISO <Дублинское ядро>,  спецификаций IMS <Метаданные учебных ресурсов>, <Упаковка контента> и библиографического формата UNIMARC. Анализ известных прикладных профилей метаданных таких, как CanCore (Канада), UKCMF (Великобритания), CLEO (США), SingCore (Сингапур) позволяет сделать вывод, о том, что объединенная модель, разработанная РГИОО совместно с Иркутским государственным университетом, обеспечивает полную совместимость с ними на уровне метаданных  IMS-IEEE-Дублинское ядро и позволяет использовать ресурс как в библиотечном контексте (например, электронная библиотека, архив), так и в образовательном (в системах управления учебным процессом и в системах планирования контента).  К началу учебного года 2003-2004 гг. будут завершены программы описания информационных ресурсов в соответствии с универсальной моделью для работы в режимах офлайн (разработчики — Иркутский государственный университет и Новосибирский государственный университет)  и онлайн (разрабочик — РГИОО).

Модель пакета информации обучаемого (часть 4) представляет собой прикладной профиль одноименной спецификации IMS. Под информацией обучаемого подразумевается  информация об успеваемости (результаты тестирования, отметки за курсовые работы, зачеты, прохождение практики), так и переходы с курса на курс, из института в институт и т.п., В модель пакета информации обучаемого были внесены расширения с учетом документооборота, принятого в российской образовательной системе. Реализация этой модели в ИОС ОО позволит хранить информацию об обучаемом на протяжении всего периода обучения (или всей жизни), таким образом, создавая условия для возможной адаптации учебных материалов к конкретным потребностям или возможностям обучаемого и обеспечивая индивидуальный подход к обучаемому.  В работе по созданию электронного документооборота был учтен опыт таких вузов, как Московский государственный университет геодезии и картографии, Иркутский,  Томсктй, Омский и  Пензенский государственные университеты, Саратовский государственный социально-экономический университет и др. Надо отметить, что характерно для ИОС ОО — это  создание среды профессионального общения педагогических и научных кадров, независимо от их места нахождения и характера профессиональной деятельности, и тому есть подтверждение — совместная работа  вышеупомянутых вузов.

Описание универсальной модели представления информации в образовательных системах размещено  в открытом доступе под рубрикой <Информационно-аналитические материалы>,  раздел <Стандартизация образовательной информации> на портале РГИОО (http://www.openet.ru) (см. рис.1).

 

Рис. 1

Сейчас завершается разработка модели представления тестовых заданий (часть 5 универсальной модели) в системах педагогического тестирования, состоящая из следующих частей:

  • формы и структуры вопросов;
  • алгоритмы подсчета суммарных баллов при тестировании с учетом весовых коэффициентов;
  • правила отбора и упорядочивания тестов и вопросов;
  • правила выдачи результатов тестирования.

Доработка модуля тестирования с учетом модели представления тестовых заданий будет закончена  к концу 2003 г. После этого модуль в составе типового программного обеспечения ИОС ОО будет передан для практического использования в вузы РФ.

В перспективной разработке находится модель распределенной учебной организации (часть 6 универсальной модели), в которой будут отражены взаимосвязи между структурными подразделениями с целью управления в рамках организации или обмена между различными системами или организациями независимо от программного обеспечения.  Модель пакета информации обучаемого логически связана с моделью учебной организации, поэтому в электронный документооборот могут быть включены документы, касающиеся, например, выполнения учебной нагрузки преподавателем, распределения учебных занятий по кафедре, расчета часов работы кафедры и т.п.

В заключение отметим, что предлагаемый подход к стандартизации ИОС ОО, основанный на разработке открытого стандарта универсальной модели представления информации, будет способствовать организации целостного и единого информационного образовательного пространства РФ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОМСКОГО ВИРТУАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА РОССИЙСКОГО ПОРТАЛА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СЕТЕВОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОМГУ

 

Л. В. Музыка, С. Л. Тимкин.

Омский государственный университет

 

Виртуальное представительство ОмГУ (ВП ОмГУ) Российского портала открытого образования (РПОО) используется в традиционном учебном процессе ОмГУ уже второй год. Основные принципами применения средств новых информационных технологий в ОмГУ являются:

  1. Добровольность выбора традиционного или дистанционного изучения дисциплины для студентов.
  2. Упор на сетевые технологии.

2.1. Основным инструментом сетевой технологии были выбраны сервисы ВП ОмГУ: библиотека курсов, каталог, система тестирования, форум, доска объявлений. Учебный чат пока не применялся. Студент пользуется модулями ВП в режиме <слушатель курса>.

2.2.  Помимо средств ВП ОмГУ применяется университетская сетевая система тестирования, которая используется значительно шире. Для слушателей ВП эта система была вспомогательной — здесь проводились промежуточные, тренировочные тестирования.

  1. Участие студентов разных специальностей, курсов, и форм обучения: культурологи 3-й курс и теологи (2-й курс) факультета ТиМК, маркетинг и мировая экономика 4-й курс, бакалавриат по направлению 521500 <экономика> 2-й курс факультета МБ, психологи 1-й курс ФП, 6 специальностей 1-го курса факультета экономики, очная (в основном), заочная, очно-заочная формы. Пока изучалась одна дисциплина  — <Концепции современного естествознания>.
  2. Широкое анкетирование студентов как участвующих в сетевом обучении, так и предпочитающих традиционные технологии.

Главной целью эксперимента была отработка сетевых технологий, проверка в действии, на относительно больших группах пользователей инструментария РПОО. В общей сложности предложено участвовать в эксперименте более 500 студентам 6-ти потоков. Получен достаточно большой материал, позволяющий сделать ряд выводов, касающихся социологических и педагогических проблем внедрения дистанционных технологий.

Всего выказали желание изучать дисциплину по сетевой технологии с использованием ВП ОмГУ около 100 студентов, из которых были сформированы 4 группы:

  1. <Культурологи>, 14 человек.
  2. <Психологи>, 18 человек.
  3. <Австралийцы> (группа студентов ФМБ, обучающаяся по международной программе в Австралии), 5 человек.
  4. <ФМБ>, 40 человек.
  5. <Экономисты> 1-й курс, 20 человек.

<Действующими> стала только три последние группы. Работу остальных групп из-за малой активности студентов пришлось прекратить.

Входное анкетирование выявляет ряд интересных закономерностей. Прежде всего, отметим достаточно низкую психологическую готовность студентов к использованию сетевого обучения, несмотря на, казалось бы, очевидные преимущества последнего (выбор режима и траектории обучения, самостоятельность в прохождение рубежных тестирований и пр.). Причем этот факт не может быть объяснен только страхом перед неизвестным. Весной 2003 студентам читалась часовая мультимедийная лекция-презентация о порядке обучения в виртуальном университете, были предоставлены две недели для знакомства и выбора технологии.

Важную роль в выборе играет компьютерная и сетевая обеспеченность студентов. Определенная корреляция наблюдается с факторами знакомства с сетевыми технологиями (электронная почта) и электронными учебными средствами. Так, из отдавших предпочтение сетевой технологии (14%, экономисты 1-й курс, 2003 г.) имеют домашний компьютер или <компьютер соседа> —  100% (81 в среднем по группе), доступен Интернет вне ОмГУ —  96,6% (52 в среднем), хорошо знакомы с электронными дидактическими средствами 24,1 % (15 в среднем), имеют e-mail — 89,7% (49 в среднем по группе).

Однако, техническая и технологическая готовность основной массы студентов позволяет, казалось, надеяться на более высокий процент, выбравших сетевую технологию. Компьютерная оснащенность наших студентов довольно высока (доступен компьютер вне стен ОмГУ от 70 до 97%). Хуже обстоит дело с самостоятельным доступом в глобальную сеть, однако и этот показатель достигает в среднем 50%, причем, как и компьютерная оснащенность имеет тенденцию роста. В чем же причина низкой активности?

Сами студенты объясняют свой выбор следующими двумя основными причинами:

  1. Лучшим качеством знаний, получаемых при традиционном обучении.
  2. Боязнью технических трудностей при сетевом обучении.

Любопытно, что основные претензии и опасения студентов во многом повторяют претензии к дистанционным технологиям со стороны преподавателей. Очевидно, что и тех и других необходимо убеждать в технологичности и простоте инструментария ДО, в существовании методов, обеспечивающих качество такого обучения. Это представляется нам главной задачей, стоящей перед структурами вуза, поддерживающими и внедряющими дистанционные технологии.

Наконец, следует отметить, что наиболее важным оказывается возрастной фактор, а вернее фактор <студенческого возраста>, старшинства курса. Студенты четвертого курса не только демонстрируют более высокие заявленные притязания на сетевую форму, но полностью соглашаются с ней после самостоятельного знакомства с системой. При этом они показывают предельно низкий по сравнению с первокурсниками интерес к традиционной форме обучения — 6% против примерно 60%! Это свидетельствует о существенном психологическом различии в восприятии видов и форм учебного процесса у студентов первого и старших курсов.

Результаты обработки выходных анкет слушателей дисциплины в ВП ОмГУ позволяют сделать следующие выводы:

  1. Местом подключения слушателей в Интернет были, в основном, дом и работа (примерно 50/50).
  2. Работа библиотеки (учебного пособия) в основном удовлетворяет слушателей. Отмечаются: плохая структурированность библиотеки и сложность допуска к ней, а также медленная загрузка ресурсов.
  3. Форумом и доской объявлений пользовались 2/3 слушателей, но активно — чуть более 20%. Оценка его работы 50/50. Отмечают, что надо заполнять слишком много полей, медленную работу  (как и всего сервера).
  4. Из-за плохой связи при тестировании проблемы возникли у ¾ слушателей.  Отмечаются  прерывание связи, сервер выдавал ошибку, проблемы с авторизацией.
  5. Для большинства (75%) важной представляется возможность тренировочного тестирования, которое они вынужденно проводили в другой ССТ.
  6. Тем не менее, сама процедура итогового тестирования устраивает большинство (полностью устраивает — 57%), а не устраивает 5%.
  7. Активное неприятие технологии и инструментария обучения высказали 5 человек (13,5%), почти  столько же (16%) выразили активную поддержку, хотя прямого вопроса об ее оценке не было. Характерно большое количество полезных замечаний и пожеланий, высказанных в свободной форме.
  8. Качество приобретенных знаний оценивают как сравнимую с традиционной 82%, 14% считают его ниже, а 4% выше традиционно приобретаемых знаний.

При этом сравнение результатов аттестационного тестирования показало, что студенты экспериментальной группы проходят тестирование успешнее, чем традиционные.

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ КАТЕГОРИИ

 

О. В. Казанская, П. Ю. Волынцев

Новосибирский государственный технический университет

 

Общая концепция порталов заключается в консолидации нескольких ресурсов в рамках одного веб-сайта на одном сервере либо на кластере серверов (расположенных близко друг от друга в рамках одной сети). Идея централизации с одной стороны выглядит довольно обычной, но для мира цифровых технологий и электронных сетей это достаточно революционный ход, поскольку информация в сети Интернет в реальности очень фрагментирована и разбросана по огромному количеству несвязанных между собой веб-сайтов.

Основная видимая выгода от создания порталов — обеспечение доступности и большей адаптивности предоставляемых массовому потребителю услуг.

В дистанционном образовании можно выделить следующие категории порталов /1/:

  • (В2С) — такие порталы включают в себя несколько разных по размеру и значимости проектов, позволяющие любому виртуально создать учебный курс, а затем предоставить его другим пользователям для изучения;
  • (B2E) — порталы этой категории открывают у себя обучающие организации для сотрудников и слушателей. В основе их лежат системы управления обучением (learning management systems), позволяющие очень широко охватить учебный и общеорганизационный процесс;
  • (В2В) — в основе порталов этой категории лежит идея, что информационные технологии и информация — это вещь, которую можно продать или сдать в наём.

Образовательный портал крупного университета, как правило, работает во всех  режимах корпоративных программных систем, а именно: в режиме (В2С), так как в первую очередь они предназначены для потребителей образовательных услуг — студентов и слушателей. И в таком режиме работает большинство образовательных порталов.  Реализация этого режима  в полной мере позволяет преподавателям создавать электронные учебные материалы или  даже электронный курс, а менеджерам образования регулировать учебный процесс. Необходимость постоянного повышения квалификации преподавателей и сотрудников университета, особенно в области информационных технологий требует реализации режима работы (B2E), реализация которого позволяет  обучаться персоналу университета (а при наличии соответствующих соглашений и персоналу других учебных заведений) на основе сетевых технологий.

Большой интерес представляют образовательные порталы, способные функционировать в режиме (В2В), т.е. предоставляющие услуги, например, для разработчиков сайтов. В этом случае перспективным направлением является обеспечение возможности  небольшим учебным заведениям формировать свой сайт или портал на базе информационного, вычислительного и технологического обеспечения базового портала крупного университета.  Это позволяет пользователям-разработчикам  выбирать предпочтительный вариант конфигурации, дизайнерского и технологического решения из набора предоставляемых возможностей, а при необходимости,  получив соответствующие права  для доступа, вводить и корректировать необходимую информацию. При этом у разработчиков этих сайтов остаются значительные степени свободы при решении программно-технологических и дизайнерских вопросов, при формировании  информационного и  методического  наполнения сайтов, что позволяет не только  обеспечивать постоянное развитие портала, но и поддерживать его в конкурентноспособном состоянии.

Порталы категории В2В рассчитаны на то, что их будут сдавать в аренду обучающим организациям. Их можно использовать как место для размещения учебного содержания учебных заведений, то есть сдавать часть ресурсов портала внаём. Либо платно предоставлять услуги по маршрутизации пользователей (обучающихся) с веб-сайта портала на веб-сайты учебных организаций в рамках единого пользовательского интерфейса.

Порталы категории В2В в настоящее могут оказаться востребованными на рынке образовательных услуг, так как не все учебные заведения способны предоставлять качественные информационные телекоммуникационные услуги и поддерживать образовательный процесс в информационной среде своими силами (не хватает специально обученного персонала, материального обеспечения и др.).

Возможны несколько вариантов функционирования порталов категории В2В.

  1. Если учебное заведение может лишь предоставить учебные материалы и персонал, то возможно агрегирование учебных материалов на портале более крупного «посредника» (портал служит агрегатором учебного содержания).
  2. Если у учебного заведения также есть материальная база для проведения обучения в дистанционной форме, то возможна организация централизованного доступа через портал (портал выполняет в этом случае роль маршрутизатора, поискового каталога).
  3. Возможно объединение или дополнение дисциплин в рамках специальности между несколькими учебными заведениями (депозитарии образовательных ресурсов с определенным регламентом доступа).

Решение этих задач достижимо при использовании общих для всех поставщиков стандартов распределённого обучения, критериев оценки качества учебных материалов и учебной деятельности,  что в очередной раз подчеркивает необходимость введения стандартов информационных технологий в образовании.

Создание образовательных  порталов категории  В2В позволит не только вывести небольшие учебные заведения на рынок дистанционных образовательных услуг  с необходимым уровнем их качества, но и  значительно интенсифицирует процесс формирования региональной информационной образовательной среды.

 

Литература

  1. Словарь (глоссарий) по электронной коммерции -http://www.netservice.ru/glossary/

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

Г. В. Можаева, А. А. Скутин, А. В. Трухин, В. А. Мороцкий, И. А. Сизова

Томский государственный университет

 

Важным условием создания системы открытого образования является построение единого образовательного информационного пространства, предполагающего интеграцию образовательных учреждений на административном, учебно-методическом, технологическом уровне. Построение единого образовательного информационного пространства создает условия для распространения образовательных ресурсов, реализации образовательных программ различных уровней, позволяет активизировать научно-педагогическую деятельность, распространение передовых инновационных методик в регионе и в России в целом.

Анализ ситуации с электронными ресурсами в системе образования показывает, что в образовательных учреждениях России накоплен значительный опыт по созданию электронных средств учебного назначения, по разработке информативных и образовательных сайтов, по внедрению информационных технологий в учебный процесс. Однако эта деятельность носит разрозненный и фрагментарный характер и требует организации систематической работы по сбору, классификации и размещению в едином информационном пространстве информационных, учебно-методических и дополнительных материалов — необходимость создания специализированных тематических и региональных порталов, открывающих перед населением ресурсы и потенциал российских образовательных учреждений, направленных на объединение российского образовательного сообщества, обеспечение оперативного доступа к образовательной информации, повышение уровня образования населения и оказание практической помощи участникам образовательного процесса с применением новых образовательных технологий. Порталы должны не только концентрировать электронные ресурсы в различных предметных областях и на различных уровнях образования, но также содержать систему информационного и административного сопровождения образовательной деятельности в системе открытого образования.

В Томском государственном университете проводится работа по подготовке, систематизации, классификации и размещению в региональном образовательном портале (http://edu.tsu.ru/) различных электронных ресурсов для дошкольного, всех уровней школьного (включая коррекционную педагогику), начального, среднего и высшего профессионального, а также дополнительного образования. В результате совместной деятельности ТГУ и ряда образовательных учреждений различных уровней г. Томска создано около 2000 различных ресурсов, часть которых уже представлена в образовательном портале ТГУ.

Портал реализован по технологии клиент-сервер. В качестве сервера выступают реляционная СУБД MySQL v.4, сопряженная с веб-сервером под Apache. Веб-сервер реализован на языке PHP. В качестве клиентов выступают: веб-браузер, для представления информации пользователям портала; приложение администрирования, созданное на платформе MS Access XP и предназначенное для заполнения и управления информацией на портале. Взаимосвязь  MS Access XP и СУБД MySQL осуществляется посредством протокола ODBC. Заполнение и управление информацией портала возможно в многопользовательском режиме с учетом разделения полномочий лиц, управляющих порталом.

Все представленные в портале электронные ресурсы классифицируются по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:

1) программно-методические электронные ресурсы (учебные планы образовательных учреждений всех уровней, рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с учебными планами);

2) учебно-методические электронные ресурсы (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения отдельного курса, руководства по выполнению проектных работ, тематические планы проведения отдельных уроков, изучения отдельных тем, сценарии организации образовательных мероприятий);

3) обучающие электронные ресурсы (сетевые учебники и учебные пособия, мультимедийные учебники, электронные текстовые учебники, электронные учебные пособия);

4) вспомогательные электронные ресурсы (сборники документов и материалов, хрестоматии, книги для чтения, энциклопедии, справочники, аннотированные указатели научной и учебной литературы, научные публикации педагогов, материалы конференций, сценарии развлекательных и воспитательных мероприятий);

5) контролирующие электронные ресурсы (тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебным дисциплинам, банки тем рефератов, проектных работ).

Дополнительно нами выделены еще две группы электронных ресурсов:

6) электронные ресурсы, созданные детьми (оцифрованные фотографии детских рисунков и поделок, интернет-проекты и компьютерные программы, созданные школьниками);

7) информационные электронные ресурсы (общие информативные материалы об образовательных учреждениях всех уровней, информация об образовательных проектах, реализуемых в регионе).

Развитие образовательного портала требует проведения экспертизы представленной в портале информации, расширения сети <поставщиков> информации на базе университетов и других образовательных учреждений, внедрения системы поддержки межрегионального взаимодействия по различным аспектам образовательной практики (в рамках предметной области). Необходимо также создание эффективной системы мониторинга востребованности контента и форм его представления на портале.

Портал адресован всем субъектам образовательного процесса — дошкольникам, учащимся, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям средних школ, гимназий и лицеев, преподавателям вузов, родителям, администраторам образования. Материалы, размещенные в портале, реально предоставляют возможность обмениваться идеями и знаниями, включенными в широкий круг образовательной проблематики.

 

 

 


ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА ДЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В. М. Овчинников, А. М. Миняйло, Н. Е. Эрганова

Уральский технический институт связи и информатики
Уральский институт бизнеса
Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург

 

Для развития единого информационно- образовательного пространства   России предусматривается создание системы вертикальных (профильных) порталов, объединенных центральным образовательным порталом или мега-порталом <Российское образование>. Очевидно, что систему профильных порталов будут составлять порталы обеспечивающие доступ к информации абонентам различных ступеней образования:

  • высшее профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • начальное профессиональное образование;
  • общее полное образование.

В настоящее время идет интенсивная работа по созданию технических ресурсов и инструментальных средств, обеспечивающих содержание порталов высшего профессионального образования. Это не случайно, так как высшая школа ведет развитие дистанционной формы обучения. Студенты данной формы обучения являются одними из первых потребителями информационных технологий и услуг Интернета.

Сегодня в структуре Российского образования успешно развиваются 4000 образовательных учреждений  среднего профессионального образования, многие из них являются филиалами профильных вузов и их образовательные программы  интегрированы в систему высшего профессионального образования.  Таким образом , 4 миллиона студентов среднего профессионального образования становятся потенциальными абонентами образовательных порталов.

Важнейшей задачей является формирование информационных ресурсов портала. В соответствии с этим образовательная информация для портала среднего профессионального учебного заведения должна учитывать специфику интересов и познавательной деятельности студентов среднего профессионального образования.

Без учета психолого-педагогических особенностей работы с учебной информацией с помощью компьютера и специфика когнитивной деятельности студентов техникумов и колледжей соответствующие образовательные порталы не будут посещаться теми, для кого они создавались.

Следует рассмотреть все возможные варианты образовательной системы, которые могут быть организованы через образовательные порталы. Таких вариантов может быть  несколько.

 

а)  подготовка педагога к занятиям:

педагогÛобразовательный портал

б) обмен педагогическим опытом

педагог  1   Ûобразовательный порталÛ педагог 2

в) самообучение

студентÛ    образовательный портал

г)   обучение

студентÛ образовательный портал    Û   педагог

д) взаимообучение

студент  1Ûобразовательный порталÛстудент 2

е) обмен информацией между образовательными порталами

образовательный портал 1Û    образовательный портал 2

Под образовательным порталом понимается специальным образом организованные службы, сервисы, обеспечивающие не только возможность  доступа к различным электронным образовательным ресурсам, но и специально организованная образовательная система, адаптированная к целям и задачам обучения и различным познавательным возможностям обучаемых.

Адаптивность образовательной системы, осуществляющей процесс обучения через образовательные порталы, осуществляется через возможность <непрерывной подстройке> к конкретным познавательным характеристикам потребителей —    педагога или студента.

 

Литература

1.Эрганова Н.Е.Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. — 150 с.

 

 

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

 

С. А. Пиявский

Самарская государственная архитектурно-строительная академия

 

Информатизация общества порождает новые формы образовательной деятельности. Зарождение одной из них мы наблюдаем и считаем весьма важным способствовать быстрейшему ее становлению. Эта форма — молодежное научное интернет-сообщество (МНИС). Базой для формирования МНИС являются федеральные и региональные научно-образовательные программы, такие как <Шаг в будущее>, <Юность, наука, культура>, Самарская областная система мер по поиску, поддержке, развитию и закреплению одаренной молодежи в сфере науки и техники и др. Естественная логика развивающейся компьютеризации привела к тому, что такие программы распространяют и принимают информационные материалы через Интернет, публикуют в сети списки участников конференций с указанием тематики и результатов экспертизы их работ. Тем самым создаются предпосылки, с одной стороны, для аналитических исследований, позволяющих достоверно оценить молодежный научный потенциал страны, с другой стороны — для непосредственного взаимодействия территориально разобщенных молодых исследователей между собой и с научными руководителями. Таким образом, сфера молодежных научных исследований превращается в единое информационное пространство.

Однако подобное превращение не может ограничиваться вышеперечисленными тривиальными функциями. Действующие в этом пространстве молодые исследователи, их научные руководители, другие участники образовательного процесса становятся членами МНИС, имеющего интегрирующие его цели и специфические способы их достижения, предопределенные возможностями информационной среды. Использование информационных технологий и наукоемких математических моделей позволяет поставить перед МНИС в качестве основной цели ЦЕЛОСТНОЕ УПРАВЛЯЕМОЕ И МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА страны в сфере науки и техники. Это подразумевает реализацию, дополнительно к очевидным, в частности, таких функций как

—                                       научно обоснованная оценка уровня проявленных способностей каждого молодого исследователя,

—                                       формирование и стимулирование реализации научно обоснованной индивидуальной стратегии наиболее эффективного развития способностей каждого члена МНИС в процессе его исследовательской деятельности,

—                                       информационная и методическая поддержка формирования и функционирования пар <ученик — научный руководитель> и молодежных научных коллективов, в том числе и территориально распределенных, лонгитьюдный мониторинг развития каждого члена МНИС,

—                                       установление соответствия тематики молодежных исследований текущим и перспективным потребностям общества, тенденциям развития науки и техники на основе обеспечения взаимодействия участников МНИС с будущими работодателями и заказчиками исследований,

—                                       научно-обоснованное прогнозирование и стратегическое планирование развития молодежного научного потенциала страны и формирование соответствующих предложений в руководящие органы.

Реализация перечисленных функций осуществляется через специализированный интернет-портал МНИС. В докладе приводятся теоретические, математические и системные основы организации подобного портала, а также опыт его создания и функционирования на примере портала Самарского молодежного научного сообщества (http://62.76.126.54).

Научной базой этого портала являются исследования [1], [2], организационной — областная система мер по поиску, поддержке, развитию и закреплению одаренной молодежи в сфере науки и техники, осуществляемая Департаментом по делам молодежи Администрации Самарской области, Самарским региональным общественным фондом <Интеллект-фонд> (президент В.В.Юрин) и факультетом информационных систем и технологий Самарской государственной архитектурно-строительной академии. На портале Самарского молодежного научного сообщества в настоящее время реализовано несколько десятков режимов, из них 7  ключевых.

В режиме <Регистрация> помимо обычных учетных сведений о молодом исследователе, научном руководителе, научной теме выявляется предметная область интересов личности и некоторые ее психологические характеристики, влияющие на эффективность взаимодействия <ученик — научный руководитель>. При этом каждому новому участнику с учетом полученной информации выдается перечень наиболее близких ему по интересам участников МНИС и тематики ведущихся и предлагаемых исследований.

В режимах <Оцени уровень своих научных способностей> и <Оцени уровень выполненной научной работы> функционирует экспертная система, основанная на динамической математической модели развития научных способностей, которая позволяет не только индивидуально оценить их уровень по 36 позициям, но и сформировать рациональную, в методическом плане, стратегию их дальнейшего развития.

Режим <Формирование структуры исследовательской работы> генерирует, на основе результатов перечисленных выше режимов, индивидуальный формат задания на выполнение очередного исследования, ориентирующий научного руководителя при конкретной постановке задачи молодому исследователю с максимальным учетом его возможностей и особенностей.

Режим <Мониторинг выполнения исследовательских работ> обеспечивает оперативное взаимодействие <руководитель-ученик> в процессе выполнения исследования и открытость его промежуточных результатов как для самих участников исследования (возможно, целого коллектива) так и для методического руководителя, курирующего учебно-исследовательский процесс в целом.

Существенно новым является режим <Поддержка научных дискуссий>, в основе которого лежит оригинальный метод оценки альтернатив и принятия решений в условиях неопределенности. Он позволяет формировать виртуальные коллективы для обсуждения дискуссионных проблем методом телеконференций и чатов, аргументируя при этом свои положения в слабо формализованной форме критериев <за> и <против>, обсуждение которых доступно всем участникам дискуссии. При этом непрерывно вычисляется количественный показатель достигнутой степени достоверности каждого из вынесенных на обсуждение положений, а также ведется доступный инициатору дискуссии психологический мониторинг ее хода с выдачей рекомендаций по наиболее эффективному ее ведению или завершению.

Оперативный и гласный контроль за ходом учебного процесса обеспечивает режим <Мониторинг учебной и внеучебной деятельности>, используемый в настоящее время факультетом информационных систем и технологий СамГАСА. Его отличительная особенность, помимо отражения хода выполнения учебного графика каждым студентом, состоит в расчете комплексного рейтинга, учитывающего как учебные результаты, так и активность студента в различных других направлениях студенческой жизни (науке, искусстве, спорте и пр.).

Литература
1. Пиявский С.А. Математическое моделирование управляемого развития научных способностей,  Известия РАН. Теория и системы управления, N3, 2000, с. 430-437.
2. Пиявский С.А. Управляемое развитие научных способностей молодежи. . —  М.: Академия наук о Земле, 2001. —  109 с.

<ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ИСТОРИКОВ>: К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА [1]

 

Т. Н. Лукиных, Г. В. Можаева, А. Н. Паксеев, Ж. А. Рожнёва, А. В. Фещенко

Томский государственный университет

Одним из перспективных направлений решения проблемы информационного и учебно-методического обеспечения учебной деятельности в системе открытого образования является создание образовательных порталов как интегрированных информационных научно-образовательных систем, включающих в себя научные и учебно-образовательные ресурсы, технологии доступа к размещенным материалам, комплекс методов и технологий интерактивного общения.

Наряду с общероссийскими порталами, разработка которых началась в России в 2002 году в рамках программы <Развитие единой образовательной информационной среды>, необходимо создание региональных и специализированных предметных порталов или их сегментов. Одним из подобных сегментов является сегмент <Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании (Интернет для историков)> образовательного портала Томского государственного университета (http://edu.tsu.ru/historynet/).

Создание подобного портала позволяет не только провести своеобразную <ревизию> информационных ресурсов для исторических исследований и образования, их систематизацию и описание, но и активизировать использование имеющихся и разработку новых информационных и научно-образовательных ресурсов, обеспечивающих проведение исследований и подготовку кадров по специальности <история>. Важность подобной работы определяется наличием ряда проблем.

  1. В сети Интернет находится множество исторических источников, размещенных, как правило, разрозненно и бессистемно, что значительно затрудняет их поиск.
  2. Электронные исторические источники чаще всего имеют неформализованную структуру, что определяет специфику их представления и затрудняет научную обработку; компьютерное источниковедение, исследующее методики работы с электронными источниками и формирующее механизмы их внешней критики, только начинает развиваться.
  3. Имеющиеся в сети Интернет исторические ресурсы — это, как правило, первоисточники, открывающие дополнительные возможности для исследований. Ресурсы же в области исторического образования, в том числе в области исторической информатики, представлены весьма скромно и не систематизированы.
  4. Использование ресурсов и технологий Интернет в учебном процессе по историческим дисциплинам должно основываться на учете специфики исторического знания, его неформализованного характера; необходима разработка информационных образовательных технологий, учитывающих специфику исторического знания и исторического образования.

Построение специализированного портала предусматривало создание электронного каталога имеющихся в сети Интернет текстовых исторических источников, подготовку учебно-методических материалов по работе с электронными историческими источниками и использованию информационных технологий в исторических исследованиях и образовании, создание баз данных учебных и исследовательских материалов.

Основу портала составили два тематических модуля — <История России> и <Историческая информатика>, объединившие ресурсы Интернет, применяемые в исторических исследованиях и в историческом образовании.

В процессе создания портала был проведен анализ и классификация исторических ресурсов российского Интернета, предпринята попытка разработки формата источниковедческого описания ресурсов Интернет и созданы описания около 700 ресурсов. Разработанные форматы источниковедческого описания ресурсов сети Интернет легли в основу создания каталога научно-образовательных ресурсов по истории, представленного в портале. Создание форматов описания ресурсов Интернет создает условия для решения задачи их источниковедческого анализа, для вовлечения этих ресурсов в научный оборот и реального превращения сети Интернет в новую информационную среду исторической науки.

Анализ ресурсов сети Интернет позволил выделить два основных вида исторических электронных источников, размещенных в сети:

—        электронный документ как аналог традиционного письменного источника (электронные версии печатных изданий, оцифрованные источники и другие отдельные документы, размещенные в сети Интернет);

—        web-сайт, специализированный на размещении исторических материалов, как самостоятельный электронный источник.

Все документы систематизированы по тематическому, хронологическому и функциональному  признакам.

В результате выполнения работ по созданию специализированного портала разработаны:

— каталог <Исторические источники в Интернет>, представленный в портале как <Хрестоматия> в разделе <История России>;

— каталог <Ресурсы Интернет в историческом образовании>, включающий более 30 рабочих программ и более 50 учебно-методических материалов

— комплект учебно-методических материалов по гуманитарной информатике, включающий рабочие программы учебных дисциплин, учебно-методические пособия и глоссарий

Около 100 исторических источников по теме <Сословный строй и хозяйство России> переведены в электронный вид и объединены в сборник документов, размещенный по адресу: http://www.ou.tsu.ru/hischool/soslov/index.htm

В структуру портала также включены следующие дополнительные материалы, распределенные по обоим модулям портала и представляющие информацию о вузах, специализирующихся в области исторической информатики, о музеях, библиотеках, исторических журналах и т.д.

Выполнение работ по созданию портала позволило интегрировать возможности электронного источниковедения с конкретными учебными задачами, расширить доступ к информационным и научно-образовательным историческим ресурсам и методикам работы с ними, создало дополнительные возможности для расширения подготовки студентов и их научно-исследовательской деятельности.

Создание специализированного портала  <Ресурсы Интернет в исторических исследованиях и образовании (Интернет для историков)> позволило расширить ресурсное и учебно-методическое наполнение учебных программ по историческим дисциплинам, обеспечить доступ студентов и преподавателей периферийных районов региона к историческим научно-образовательным ресурсам Томского государственного университета. Развитие портала будет способствовать расширению исследовательского инструментария специалистов-гуманитариев, усовершенствованию информационного обеспечения учебного процесса, формированию банка вторичных источников для специализации <историческая информатика>.

СТУДЕНЧЕСКИЙ WEB-ПОРТАЛ БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

И. И. Баглаев

Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

 

В настоящее время сайты многих вузов преобразуются информационно-образовательные порталы, имеющие динамически формирующиеся странички, средства интерактивного взаимодействия с пользователями и между ними (доски объявлений, форумы, чаты, опросы и т. д.), инструментарий для наполнения и управления сайтом.

В 2001-2002 г.г. Интернет-центром Бурятского государственного университета проводилась работа по созданию студенческого Web-портала БГУ в рамках программы <Научное, научно-техническое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования> как пример вертикального портала , предоставляющего различные сервисы для студенческой молодежи. Особенностями этой разработки являлись:

— Разработка и администрирование портала силами студентов;

— Использование программного обеспечения, распространяемого бесплатно для некоммерческого применения;

— Интегрированность  с научно-исследовательской работой студентов Института математики и информатики.

В процессе работы были получены следующие результаты:

— Сформулирована концепция студенческого портала;

— Определены способы проектирования контента портала;

— Разработано положение о портале;

— Реализован механизм сбора информации;

— Аппаратно-программный комплекс портала интегрирован в телекоммуникационный узел университета в виде сервера Athlon 1000  и связки Linux ASP 7.2 + Apache + PHP 4 + My SQL 3.22;

 — Портал зарегистрирован как домен третьего уровня (www.students.bsu.ru), при генерации Web-страниц используются языки HTML, PHP .

 Контент портала создавался силами студентов и сдержит следующие разделы:

— Новости студенческой жизни БГУ;

— Организации (студенческий клуб, студенческий профком, спортивный клуб и др.);

— НИРС (базы данных  курсовых дипломных работ, полезные ссылки на актуальные научные базы данных);

— Форум (дискуссии по особенностям функционирования студенческого портала, по 70-летию высшего образования Республики Бурятия и др.)4

—                     Странички (персональные странички студентов);

—                     Электронный журнал;

—                     Советы (различные обзоры, исторические справки);

— Юмор;

— Дистанционное обучение;

— О портале (концепция, руководство пользователя и т.д.).

Некоторые разделы были подготовлены на двух языках (русском и бурятском), для этого были изучены вопросы поддержки кодировок на бурятском языке. Опыт, полученный исполнителями проекта позволил успешно реализовать , в рамках расширения сервисов портала, сервер дистанционного образования БГУ (www.do.bsu.ru).

Аппаратно-программный комплекс сервера  дистанционного обучения БГУ имеет такую же архитектуру, что и студенческий Web-портал, с установленной дополнительно системой Гекадем  дифференцированного Интернет обучения Байкальского института бизнеса и международного менеджмента Иркутского государственного университета. В дальнейшем планируется создание Республиканского центра дистанционного образования при БГУ, совместно с Министерством образования и науки Республики Бурятия, а также участие в создании Бурятского регионального ресурсного центра системы образовавния на базе Восточно-Сибирского государственного технологического университета.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ С РАСПРЕДЕЛЕНЫНЫМИ ЭЛЕКТРОННЫМИ БИБЛИОТЕЧНЫМИ РЕСУРСАМИ

 

Л. Г. Еремеев, Д. С. Пашкевич

Омский государственный университет

 

В настоящее время большое внимание уделяется созданию образовательных порталов. Особое место среди образовательных информационных ресурсов занимают электронные библиотечные ресурсы. Широкое внедрение интернет-технологий в библиотечное дело позволяет читателям непосредственно с рабочего места или прямо из дома просматривать электронные каталоги библиотек и полнотекстовые библиотечные ресурсы. Однако темпы распространения этого современного библиотечного сервиса в определяющей мере зависят от скорости наполнения электронных каталогов и полнотекстовых баз данных работниками библиотек. Организованные по всему миру и продолжающиеся создаваться библиотечные корпорации существенно помогают работникам библиотек в организационном плане.

Однако в распоряжении большинства российских библиотечных работников пока еще недостаточно инструментальных программных средств, которые по своим техническим и эргономическим параметрам соответствовали бы их потребностям.

В настоящее время автоматизация достаточно большого количества библиотек и, в частности, ВУЗовских библиотек уже достигла определенного уровня. Как правило, в библиотеках внедрены АБИС для автоматизации внутренних библиотечных процессов. Большая часть АБИС имеет сетевые средства для удаленного доступа читателей к фондам библиотеки и взаимодействия с другими библиотеками. Чаще всего функциональность этих средств ориентирована на структуру конкретной АБИС и используемой в нем СУБД электронного каталога. Однако различные АБИС имеют различные по составу и сервисным возможностям инструментальные возможности и различные пользовательские интерфейсы.

Вследствие этого, нет достаточной унификации доступа как читателей так и работников библиотек к электронным каталогам различных типов АБИС.

Для решения проблем унификации доступа, многие АБИС используют сетевой протокол Z39.50. Протокол Z39.50 специфицирует поисковую функциональность и основные форматы библиографических данных. Для работы пользователей с этим протоколом требуется специализированное Z39.50 клиентское ПО. Существующие разработки такого ПО, в основном зарубежного производства как правило, имеют или недостаточная функциональность, или сложный пользовательский интерфейс или высокую стоимость, трудны для освоения пользователями, не являющимися программистами.

Частично проблему доступа к электронным каталогам решает распространяющаяся технология использования так называемых HTTP-Z39.50 шлюзов. Шлюзы позволяют использовать интерфейсы на базе более распространенного и привычного протокола HTTP (например, распространенных браузеров), но имеют ограниченную функциональность, недостаточную для работы каталогизаторов библиотек.

Эффективность доступа к удаленным каталогам (скорость обработки и передачи библиографических данных) инструментального ПО разработанного как специальное Z39.50-клиентское приложение выше чем через шлюз, т.к. HTTP-Z39.50 шлюз является дополнительным звеном в цепи клиент-сервер Z39.50, что приводит к снижению скорости сетевого обмена и увеличению сетевого трафика.Кроме того, не все шлюзы поддерживают возможность загрузки записей в коммуникативном формате RUSMARC, что делает такие шлюзы практически бесполезными для каталогизаторов библиотек, использующих для своей работы корпоративную среду. Другим недостатком некоторых шлюзов является то, что формы представления записей не позволяют получить детальную информацию о библиографической записи. Кроме того, для смены формы представления записей, как правило, нужно делать новый запрос, что также отнимает время.

Для повышения производительности труда работников библиотек, профессионально занимающихся работой, связанной с наполнением электронных каталогов библиографической информацией можно эффективно применять инструментальные средства доступа к библиографической информации с использованием протокола Z39.50. Основной набор функций такого ПО должен реализовывать следующие возможности: удобный пользовательский интерфейс, комплексный поиск библиографической информации в распределенных электронных каталогах, сохранение библиографических записей в стандартных форматах для импорта в электронный каталог и т.п.

В Омском государственном университете создано программное обеспечение, реализованное как Z 39.50-клиентское приложение, которое обладает возможностями, соответствующим перечисленным выше требованиям.

Данный программный продукт предоставляет работникам библиотек следующие функции:

—                           обеспечивает одновременный поиск по нескольким базам данных;

—                           предоставляет единый интерфейс ко всем базам данных библиотечных каталогов, предоставляющих сервис по протоколу сетевого обмена Z39.50;

—                           предоставляет возможность сделать запрос произвольной сложности;

—                           предоставляет библиографическую информацию в удобной форме;

—                           позволяет сохранить полученные записи на диске в стандартных форматах хранения;

—                           поддерживает работу с файлами библиографических записей в формате ISO 2709 (MARC);

—                           обеспечивает возможность распечатки на принтере библиотечной карточки и читательского требования на книговыдачу.

В частности, работа с файлами библиографических записей позволяет делать выборки из каталогов и формирование пакетов записей в стандартном формате ISO 2709 для импорта в АБИС, есть возможность формировать поисковые запросы произвольной сложности (в том числе и к нескольким электронным каталогам).

Данное программное обеспечение создавалась в первую очередь для облегчения труда работников библиотек, профессионально занимающихся работой, связанной с заполнением электронных каталогов библиографической информации, но может быть полезной и для читателей библиотек при поиске библиографической информации. В программе предусмотрена предварительная установка около 100 адресов электронных каталогов основных библиотек — членов корпоративных библиотечных систем России. Этот список легко может быть изменен или дополнен пользователем программы.

 

 

 


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ УНИВЕРСИТЕТА

 

А. П. Толстобров, В. В. Копейкин

Воронежский государственный университет

 

Эффективная организация приема абитуриентов является исключительно важной и ответственной задачей для любого университета, невозможной без использования средств информационных технологий. В большинстве вузов используются более или менее развитые средства для автоматизации информационного обеспечения приемной кампании. В Воронежском государственном университете (ВГУ) также на протяжении ряда лет активно используется автоматизированная информационная система <Абитуриент>, разработанная специалистами университета. Система реализована на базе СУБД Oracle и обеспечивает эффективную работу большого числа рабочих мест по вводу обработке и интерпретации больших объемов информации, сопровождающей эту работу.

Однако, изменяющиеся с каждым годом условия, в которых приходится вести кампанию по приему абитуриентов, изменение контингента потенциальных студентов, условий их обучения в школе и вузе, демографические факторы, наконец, проблемы, связанные с экспериментом по введению единого государственного экзамена, заставляют искать новые формы информационного обеспечения не только приемной комиссии и руководства университета, но и широкой массы абитуриентов и их родителей.

В 2001-м году в университете в порядке эксперимента был введен в действие web-сайт www.abitur.vsu.ru — <Абитуриент On-Line>. Целью его создания было обеспечение как можно более оперативного, полного и удобного доступа к информации, сопровождающей весь процесс проведения приемной кампании, для самого широкого круга заинтересованных пользователей. Помимо возможности доступа к общей и нормативной информации, касающейся организации приема в университет (правилам приема, характеристикам специальностей и направлений обучения, текущей информации по организации приема, аналитических данных по приему предыдущих лет и т.д.), на сайте была реализована возможность оперативного онлайнового доступа пользователей к текущей информации, находящейся в базе данных системы <Абитуриент>: информации о ходе подачи заявлений, агрегированной информации о конкурсе, списков абитуриентов по различным категориям, результатах сдачи вступительных испытаний, относительному рейтингу абитуриентов, списков рекомендованных к зачислению, приказов о зачислении и др. Сайт имеет <закрытую> часть, предназначенную для доступа к соответствующей информации авторизованных пользователей — работников приемной комиссии и руководства университета, и <открытую> часть, ориентированную на доступ через Интернет самого широкого круга пользователей — абитуриентов, их родителей и всех заинтересованных лиц — к самой оперативной информации сразу же после ее ввода в базу данных системы. Для этой части пользователей на сайте также реализован форум, позволяющий пользователям обращаться с вопросами в приемную комиссию, касающимися поступления в университет, и получать на них оперативные ответы.

Начавшийся третий сезон функционирования этого сайта позволяет уже сделать определенные оценки и выводы по поводу целесообразности его создания, эффективности и перспективах его работы. В первый, экспериментальный год работы сайта существовали определенные сомнения в необходимости такой формы оперативного информационного обеспечения абитуриентов. Одним из доводов было, в частности, то, что предоставляемая сайтом оперативность будет недоступной для основной массы абитуриентов из-за ограниченных возможностей практического доступа в Интернет в среде потенциальных абитуриентов в Воронеже и регионе. Практика, однако опровергла эти опасения. Статистика посещений сайта за этот период выглядит следующим образом. Если в 2001 году, в первый сезон работы сайта число посещений на него не превысило 2-х тысяч, то на следующий, 2002-й год оно уже составило около 11-ти тысяч, а в текущем году уже к середине  июля, т.е. до начала вступительных испытаний, превысило 15 тысяч. В отдельные дни июля фиксировалось более 600-700 посещений в день. В форуме сайта за месяц  с 15 июня по 15 июля было обработано около 500 запросов от абитуриентов в приемную комиссию. По рейтингу, публикуемому на www.HotLog.ru, в июле сайт www.abitur.vsu.ru попал в десятку наиболее популярных вузовских сайтов. Анализ статистики посещений сайта по городам, из которых исходили запросы, показал неожиданно большое число обращений на него из удаленных городов и государств СНГ, в частности число посещений из Москвы составило около 8,5% от общего числа посещений. Приведенные данные говорят о том, что, с одной стороны, оперативное предоставление информации о ходе приемной кампании через Интернет оказалось реально очень востребованным, и, с другой стороны, что получение такого сервиса уже сейчас является вполне доступным для широкого круга контингента потенциальных абитуриентов.

Следует учитывать, что, важной особенностью приемной кампании этого года, помимо увеличения на одну треть относительно прошлого года числа поданных абитуриентами заявлений, является то, что Воронежская область в 2003 году стала участником эксперимента по введению единого государственного экзамена, причем по 7-ми дисциплинам. В связи с этим в Воронежском госуниверситете в этом году 11 факультетов осуществляют прием полностью по результатам ЕГЭ, а остальные 7 факультетов засчитывают результаты ЕГЭ наравне с университетскими вступительными испытаниями, проводимыми в июле. Для абитуриентов, не сдававших ЕГЭ в школе, такая возможность также предоставляется в июле. Несомненно, что новые, ранее незнакомые условия отбора абитуриентов и их зачисления, резко повысили потребность абитуриентов и их родителей в достоверной, как можно более полной и, что важно, оперативной информации, позволяющей сделать правильный выбор, реально оценить шансы на поступление, как на этапе подачи документов, так и в ходе и по окончании приемных испытаний.

Хотя на момент подготовки данных материалов (середина июля) текущая приемная кампания еще далека от завершения, полученный опыт работы сайта ВГУ <Абитуриент On-Line>, позволяет утверждать, что максимальное удовлетворение объективно существующей потребности пользователей (абитуриентов, их родителей) в оперативном получении необходимой информации становится важным требованием при реализации компоненты университетского образовательного портала, ориентированной на решение задачи формирования будущего контингента вуза. Эти потребности в ближайшем будущем могут стать еще более значительными, в связи с все более широким включением выпускников школ в аттестацию через единый государственный экзамен. Следствием этого будет увеличение числа потенциальных абитуриентов, проживающих в удаленных от вуза населенных пунктах, появление такой формы подачи документов, как посылка их по почте (возможно электронной), а не при личной явке в приемную комиссию. Очевидно, что решение этих задач возможно только на пути максимального расширения спектра предоставляемых университетом для абитуриентов оперативных онлайновых информационных услуг через Интернет.