Секция 6. Автоматизированные информационные системы в образовании и науке

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ И СНАРУЖИ

 

И. В. Терехов

REDLAB, г. Москва

 

Одна из серьезных проблем, возникающих при внедрении информационных систем поддержки управления на любом предприятии, — изменение (причем, как правило, в сторону увеличения) требований пользователей по мере развития проекта.

К чему это приводит — хорошо известно: многократное доделывание и переделывание одних и тех же компонентов и модулей информационной системы; постоянное недовольство специалистов, осуществляющих внедрение, зачастую приводящее к конфликтам <пользователь-разработчик>; затягивание сроков. Что в свою очередь, создает и у пользователей и у команды внедрения ощущение безысходности, вечной незавершенки.

Попробуем проанализировать, что же приводит к подобному явлению и можно ли как-то ему противостоять.

Мы бы выделили три группы причин:

Высокая загрузка и слабый интерес (как правило, на ранних стадиях проекта именно так и обстоят дела) пользователей, приводит к тому, что на этапе обследования опускается множество существенных деталей, касающихся их работы.

Каким бы квалифицированным ни был специалист, проводящий обследование, он не сможет в полной мере восполнить пробелы в информации, допущенные обследуемыми сотрудниками.

Бороться с этим можно и нужно. Конечно, самый главный фактор — профессионализм консультанта. Причем, помимо хорошего знания предметной области, важны чисто человеческие качества (контактность, дипломатичность и тактичная настойчивость), которые позволят не только <разговорить> пользователя, выудить у него максимум информации, настоять на требуемой глубине и полноте охвата информации.

Многое также зависит от умелой работы руководителя/менеджера проекта, умеющего создать соответствующую атмосферу в проектной команде. Пользователи должны  чувствовать себя ее полноправными членами. В начальной стадии проекта очень эффективны различные встречи и совещания, на которых до пользователей доводятся цели проекта, анонсируются возможности системы, доводятся до сведения текущая ситуация и достигнутые результаты.

В качестве второй причины увеличения пользовательских требований можно указать <аппетит, приходящий во время еды>.

Чаще всего, поначалу <неизбалованные> пользователи многого от новой системы не хотят. Предел их мечтаний — чтобы было не хуже, чем раньше. Нередко команде внедрения приходится даже прилагать дополнительные усилия, чтобы убрать те или иные <ненужные> возможности системы, дабы они не смущали пользователей. По мере же того, как пользователь привыкает к системе и начинает понемногу осознавать, что в нее заложено, растут и его пожелания. Несмотря на то, что данный факт говорит скорее о правильном и даже успешном ходе проекта (поскольку сделанное позволяет пользователю увидеть перспективу и расширить свои пожелания), тем не менее, постоянное расширение границ проекта приводит к указанным выше последствиям.

Есть два взаимодополняющих способа эффективно противостоять влиянию данного фактора:

  1. Добиваться реализации проекта в намеченных ранее границах, минимально отклоняясь в сторону (разумеется, в разумных пределах). Например, если признано, что при начальном планировании проекта и его границ были допущены серьезные просчеты, лучше вовремя остановиться и пересмотреть проект.
  2. Максимальная формализация всех отклонений от ранее намеченного пути. Распространенной ошибкой является неформальное решение очевидных вопросов. Рассуждая примерно так: <Как же мы этого не увидели раньше? Ведь однозначно ясно, что без этого смысл дальше двигаться не имеет>, после чего проектная команда дружно приступает к реализации обнаруженных нововведений, не заботясь о должном формальном отражении в проектной документации. Приводит это к тому, что через некоторое время никто не в состоянии дать ответ на вопросы: <Чем то, что получается, отличается от того, что задумывалось? Что, собственно, получается? Когда же это, наконец, закончится?>

Делать очевидные вещи нужно, даже если раньше задумывалось по-другому. Но при этом обязательно нужно оформить изменения и дополнения к техническому заданию и определить, будут ли нововведения реализованы непосредственно в рамках текущих работ, или же на последующих стадиях/этапах.

Третья причина, пожалуй, самая неочевидная и труднопрогнозируемая. Самое коварное во внедрении системы — это то, что в большинстве случаев пользователи не представляют себе всего <масштаба> бедствия, их постигающего. Как правило, все знают и готовятся к определенным трудозатратам на обследование, обучение и освоение новой системы, выверку данных, одновременное ведение старой и новой систем в течение какого-то времени. Но мало кто задумывается, насколько локальный характер носят эти вопросы по сравнению с тем эффектом замедленного действия, который система принесет в плане необходимости пересмотра множества организационных и методических вопросов управления.

Самое неожиданное для пользователей начинается тогда, когда на определенной стадии проекта система начинает выявлять узкие места в организации работ (взаимодействие подразделений, разграничение функций и сфер ответственности, порядок работы с документами, организация совместного использования информации, отсутствие формализованных алгоритмов принятия тех или иных решений и т.п.). Причем начаться это может еще при внедрении,  иногда — после начала эксплуатации системы.

Выявление и понимание существующих методологических и организационных проблем уже можно считать определенным эффектом от внедрения системы (или, если система еще не внедрена, хотя бы от проводимого проекта). Это также говорит об определенном росте управленческой культуры в организации. Удастся или нет эти проблемы решить, зависит как от методической подготовленности консультантов, так и от активности и желания самих пользователей (прежде всего — руководства) университета.

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВОГО ЦЕНТРА НГТУ

 

Е. В. Бурмистрова

Новосибирский государственный технический университет

 

В докладе рассматривается применение информационной системы, обеспечивающей полный спектр информационной поддержки деятельности Кадрового центра НГТУ. Кадровый центр — относительно новая внутривузовская структура, среди основных функций которой можно назвать следующие:

q                               установление контактов с организациями-потребителями специалистов, вузами и кадровыми агентствами региона;

q                               содействие в трудоустройстве выпускников и студентов в процессе обучения;

q                               выполнение заказов предприятий по подбору молодых специалистов на конкретные должности;

q                               маркетинговые исследования рынка труда;

q                               консалтинг в области образования, профориентации и рынка труда;

q                               формирование требований организаций к качеству образования выпускников.

 

Цели создания системы: автоматизировать поиск в БД информации о студентах и выпускниках, обеспечить поддержку принятия решения о выборе кандидата на вакансию, обеспечить присутствие образовательного центра в сети Интернет, а также предоставить возможность сбора информации о предложениях работы для студентов и выпускников через сеть Internet.

Схематично информационную систему можно представить в виде рисунка 1.

В таблицах базы данных (БД) хранится информация о соискателях работы (студентах и выпускниках) и об организациях, разместивших заказ на подбор специалиста. Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста по подбору персонала представляет собой надстройку к БД в виде форм, соответствующих им модулей класса и стандартных модулей. Основные функции АРМ специалиста по подбору кадров следующие:

—                     многокритериальный поиск по нескольким полям;

—                     автоматизированное составление отчета-анкеты студента или выпускника;

—                     поддержка принятия решения о выборе кандидата на вакансию.

Web-узел представляет собой набор web-страниц, среди которых обычные HTML-странички и активные серверные страницы (Active Server Pages) — документы, содержащие HTML- и ASP-код. ASP-странички служат для генерации HTML-кода с информацией из БД по запросу посетителя сайта, а также для переноса данных, введенных посетителем сайта в форму, с броузера в БД на сервере (схематично этот процесс изображен на рисунке 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ASP-странички при каждом обращении к ним запускаются на сервере, где выполняется ASP-код, и на машину пользователя посылается только результат в виде HTML-кода. Это позволяет реализовать технологию <тонкого клиента> и снизить технические требования к оборудованию посетителя web-узла. Таким образом, основные функции Web-узла:

—                     представление информации о Центре и его деятельности в сети Интернет;

—                     генерация HTML-документа с информацией из БД об имеющихся вакансиях;

—                     отправка заявки на подбор кадров путем заполнения соответствующей формы с броузера в БД на сервере;

—                     отправка резюме для желающих трудоустроиться с броузера в БД на сервере.

Разработанная система информационной поддержки Кадрового центра НГТУ была установлена на специально организованном для этих целей сервере со следующими характеристиками: процессор: IntelCeleron 667; ОЗУ: 128 Mb; ЖМД: WD 20 Gb; сетевая карта: NetGear 10/100 Mbit/s; канал сервера: 10 Mbit/s; операционная система: Windows 2000 Professional Service Pack 2; служба сервера: InternetInformation Server. Адрес: http://kadrcenter.adm.nstu.ru

Все разработанные блоки информационной системы (ИС) функционируют в соответствии с поставленными задачами, корректно, не вызывая ошибок системы. Дружественный интерфейс позволяет работать с системой неквалифицированному пользователю.

Благодаря внедрению системы повысилась эффективность работы Кадрового центра, снизилась трудоемкость обработки рабочей информации, облегчился процесс поиска и выбора кандидата на вакансию. На данный момент с помощью Кадрового центра нашли себе работу более двухсот студентов и выпускников НГТУ, партнерами Центра стали более 50 организаций различных форм собственности в различных регионах России.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БИБЛИОТЕК  КРУПНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ КОРПОРАЦИИ VTLS (США) В НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ ТГУ

 

А. В. Болотов

Томский государственный университет

 

ПО для полной автоматизации библиотечных процессов появилось в библиотеке Томского университета в 1996 г. в рамках реализации первого в Росси проекта TEMPUS-TACIS, нацеленного на решение задачи превращения библиотеки первого за Уралом Университета в современную информационную организацию, отвечающую реалиям информационного и открытого общества. Проект был успешно завершен в 1998 г. введением автоматизированной системы в промышленную эксплуатацию.

Основные компоненты АБИС VTLS (электронный каталог, каталогизация, обслуживание, комплектование) позволили резко увеличить эффективность традиционной библиотечной работы по обслуживанию читателей книжными материалами. Изменилось качественно и количественно содержание работы отделов и служб, обрабатывающих новые поступления литературы. Вся вновь создаваемая информация через электронный каталог сразу становиться частью информационного пространства. Библиотека начинает постепенно превращаться в  провайдера информации для читателя уже в условиях бурного распространения Интернета по России.

По завершении периода накопления первичного объема информации в недрах ПО, необходимого для начала эффективной работы АБИС, открылась возможность применить на практике заложенный потенциал новых сервисов. Среди них достаточно  упомянуть следующие:

а) исключительно простую и гибкую процедуру включения в электронный каталог полнотекстовых публикаций ученых Университета;

б) электронный заказ позволяет легко реализовать функции МБА в виде электронной доступа к электронной копии бумажного  документа на сервере;

в) встроенный инструментарий-конструктор разрешает создавать по «скин»-технологии удобные интерфейсы порталов для различных типов пользователей;

г) стандартный подход к созданию информации дает возможность легко настроиться на описание всевозможных видов информационных источников. Среди них могут быть и музейные экспонаты, и коллекции карт и фотографий, и удаленные БД. Очень удобно  реализован рекомендованный ИФЛА 2002 механизм описания сложных иерархических объектов — «работа-выражение-публикация»;

е) расширенные возможности для пользователей электронного портала библиотеки позволяют, как получать интересующую его информацию на регулярной основе в личную папку читателя на сервере по рассылке, так и конструировать, хранить и исполнять свои индивидуальные поисковые запросы.

Использование интернациональных библиотечных технологий и новых возможностей, реализованных в АБИС корпорации VTLS, позволяет поднять до уровня европейских и американских стандартов информационное образование студентов и всех остальных пользователей электронным каталогом библиотеки Томского университета.

 

 

 


ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО МЕЖДУНАГОРДНЫМ ПРОГРАММАМ ОБУЧЕНИЯ

 

Д. Бэлласт, С. С. Царегородцева

Восточно-Казахстанский государственный университет, г. Усть-Каменогорск, Казахстан

 

Казахстанско-Американский свободный университет, успешно прошедший государственную аттестацию в 2002 году, за 9 лет своего существования стал одним из ведущих вузов в  республике Казахстан. КАСУ-первый вуз в Казахстане, начавший подготовку бакалавров и магистров по международным стандартам, где специфика организации учебного процесса применение дистанцоинных технологий делает особенно актуальной. Его уникальность обоснована выдачей выпускникам одновременно 2-х  дипломов, (казахстанского и американского), в дополнение к ним — сертификатов на знание иностранного языка и компьютерных технологий, обучением на английском языке силами <носителей языка> — профессуры США, Канады, Великобритании, профессиональной практикой в США. В структуре университета более 6 лет функционирует Центр по изучению немецкого языка, организованный совместно с  Институтом Гете (Германия).

Подготовка специалистов осуществляется по двум учебным программам: казахстанско-американской и американско-казахстанской. В профессорско-преподавательском составе вуза — профессора университетов США, Канады, Великобритании, что позволяет вести обучение непосредственно на английском языке.

Американская программа осуществляет подготовку бакалавров и магистров по специальностям <Менеджмент>,  <Юриспруденция> и <Информационные системы>. Эта программа поддерживается Наблюдательным Советом в США, организующий практику в Америке и приезд иностранных преподавателей, а также Международным Попечительским Советом и фондом  поддержки университета в Америке. КАСУ сотрудничает с ВУЗами и организациями в Орегоне, Вашингтоне, Висконсине, Иллиноисе, Аризоне, Техасе,Торонто и Лондоне

Казахстанская программа сориентирована, в основном, на учительские специальности и предусматривает углубленное изучение английского языка и компьютерных технологий с последующей выдачей выпускникам кроме дипломов соответствующих сертификатов.

Специфика КАСУ, а именно участие профессоров из-за границы в обучении наших казахстанских студентов, поставила нас в передовой отряд вузов, которые стремятся расширить свои рамки ввести в практику дистанционное обучение.

В государственной программе информатизации системы образования РК на 2002-2004 гг. поставлена задача построения инфраструктуры, обеспечивающей быстрое внедрение новых информационных технологий во все сферы экономики и управления. Это значит, что государство заинтересовано во внедрении новых видов образования, основанных на использовании компьютеров и интернета. Немногие вузы Казахстана имеют хорошую базу для разработки новых учебных материалов дистанционного обучения, поэтому наш вуз стремитсяч  занять эту нишу. Дистанционно получают образование на американской программе 80 студентов КАСУ  по четырем предметам, являющимся дополнительными. Вице-президент КАСУ Дэниэл  Бэлласт ведет это направление. В будущем он планирует расширить количество предметов, а также изменить организацию учебного процесса, так как по его словам есть некоторые слабые стороны и недоработки, которые не дают использовать дистанционные образовательные технологии  также  успешно и эффективно , как они применяются в Америке. Одной из проблем, считает Д. Бэлласт, является то, что наши студенты не готовы к самостоятельной работе, которая предусматривается по дистанционному обучению, и требуют дополнительного участия преподавателей в организации учебного процесса с примененим дистанционных технологий.

Новые образовательные технологии используются и в программах переподготовки специалистов КАСУ. В этом направлении мы также используем возможности международного сотрудничества.  Казахстанско-Американский свободный университет является членом Образовательной Сети EdNet. Миссия EdNet — способствовать развитию высшего экономического и бизнес образования Центрально-Азиатского региона путем предоставления тренингов и курсов переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов. Кроме того, EdNet проводит конференции и семинары, посвященные изучению и определению путей решения таких вопросов, как этика и коррупция в образовании, гендерное неравенство и разрешение конфликтов.

Мы подали заявку на участие в семинарах и тренингах сети. По предыдущим семинарам и конференциям получены материалы на СD — дисках.

Следующим нашим шагом стало сотрудничество с Вандертбильским  Университетом, где  ведутся  переговоры о сотрудничестве с УДИ по дистанционному обучению. В планах разработка программ по дистанционному обучению, которые будет предоставлять КАСУ, а также различные лингвистические курсы для студентов и преподавателей нашего вуза.

С 2003 года в Казахстанско — Американском  свободном университете начинает действовать Российская программа по  спектру экономических, педагогических и лингвистических специальностей. Мы планируем, что  первые два года студенты будут учиться в Казахстане, а с третьего курса  в России.

Учебный процесс первые два курса регламентируется требованиями казахстанского государственного стандарта специальности. Однако, в программу обучения дополнительно включать   дисциплины, преподаваемые по данным специальностям России, в результате чего достигается максимальное соответствие учебного плана также и требованиям  вузов РФ.

При организации учебного процесса в рамках Российской программы мы стремимся к налаживанию и поддержанию регулярных связей и контактов с Вузами и Ассоциациями России, разрабатывающими и применяющими в обученни передовые образовательные технологии.

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

О. В. Трушин, Г. Р. Чурагулов

Банковская Школа ОАО УралСиб, г. Уфа

 

Внедрение информационных, и в первую очередь дистанционных технологий в учебный процесс позволяет существенно повысить его эффективность. Но информатизация образования дает ощутимый эффект лишь при комплексном учете специфики той отрасли образования, в которой она проводится.

Особенностью учебного процесса в крупных банках, имеющим множество отдаленных и различных по размеру филиалов и подразделений, является необходимость оперативно отслеживать динамику развития банка в плане решения задач, связанных с обучением и переобучением его сотрудников. В ходе развития банковской системы, появлении новых направлений, стандартов и нормативов создаются новые и модернизируются существующие курсы обучения. Открытие новых и расширение существующих подразделений в каждой конкретной кредитной организации приводит к резким колебаниям потока обучающихся. Все это усложняет разработку учебных планов и формирование учебных групп.

Для повышения эффективности обучения в таких условиях подготовка сотрудников разбивается на два этапа. Первый этап проводится на рабочем месте сотрудника по дистанционной технологии обучения (ДО) и включает в себя в основном изучение теоретического материала. Положительный результат обучения является допуском ко второму этапу, проводящемуся в учебных классах по стандартной технологии. Основными элементами второго этапа являются семинары, тренинги и прочие занятия, ориентированные на получение практических навыков работы, — то есть те разделы обучения, применение ДО для которых нецелесообразно или неэффективно.

К настоящему времени ДО внедрено для обучения сотрудников фронт-офиса банка по учебным курсам обслуживания частных лиц. Для технологической реализации ДО разработана система, позволяющая организовать как синхронное (on-line) обучение при наличии надежных сетевых подключений, так и асинхронное (off-line) обучение для сотрудников подразделений, не имеющих устойчивой сетевой связи с основным сервером. .

Учебные материалы для ДО представлены в виде гипертекста (HTML) с внедренными в него тестирующими модулями, написанными на языке Java. Это позволяет в равной степени использовать эти материалы как при размещении их на основном сервере , так и локально на компакт-диске. При серверном размещении материалов (on-line обучении) тестирующие Java-модули через ASP-интерфейс позволяют автоматизированно сохранять протоколы тестирований сотрудников на сервере, а при off-line обучении эти же протоколы сохраняются на диске пользователя и далее пересылаются в по электронной почте.

Использование Java-технологии как составляющей гипертекстового материала дает возможность полностью перенести работу с учебным материалом, включая тренинговое и контрольное тестирование, с сервера на сторону клиента. В процессе ДО учащиеся по графику осваивают теоретический материал и проходят ряд тестирований. По результатам тестов формируются протоколы, представляющие собой шифрованные текстовые файлы. На сервере остается только программа обработки этих протоколов, по запросам генерирующая индивидуальные и сводные протоколы и отчеты. В ходе тестирований даже при on-line обучении связь с сервером не требуется, передача данных проводится только при сохранении протоколов.

Внедрение разработанной технологии обучения позволяет решить следующие проблемы при обучении работников корпоративных структур:

—                   повышение качества обучения при уменьшении аудиторного времени обучения;

—                   снижение командировочных расходов при обучении сотрудников отдаленных подразделений;

—                   облегчение формирования учебных групп из-за отсутствия жесткой временной привязки первого этапа обучения к учебному плану.

Планируется дальнейшее внедрение ДО в учебный процесс в плане расширения номенклатуры учебных курсов и глубины их проработки по новой технологии.

 

Литература

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Изд. центр «Академия»,2001. — 272 с.
  2. Открытое образование — стратегия XXI века для России / Под общей ред. Филиппова В.М. и Тихомирова В.П.: Изд. МЭСИ, М., 2000. -356 с.
  3. Основы открытого образования / Отв. редактор Солдаткин В.И.- Т.1.- РГИОО.- М., 2002.- 676 с.

 

 

 

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ IMS СТАНДАРТОВ

 

Ю. В. Исаев, В. М. Панова

Ульяновский государственный технический университет

 

Создание перспективной системы образования, способной подготовить российское общество в целом и каждого человека в отдельности к жизни в условиях конкурентоспособной экономики — одна из важных и актуальных проблем, решение которой возможно лишь на уровне государственной политики.

Развитие системы образования в нынешних условиях определяется необходимостью непрерывного, самостоятельного, опережающего, распределенного и, конечно, открытого образования.

Необходимое условие организации открытого обучения — создание информационно-образовательной среды. Под информационно-образовательной средой открытого образования (ИОС ОО) понимается единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологий взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, оптимально структурированный учебно-методический комплекс и расширенный аппарат дидактики, в котором (пространстве) действуют принципы новой педагогической системы.

Главной целью создания ИОС ОО является представление полной информации об образовательном и культурном потенциале Российской Федерации в целях максимального удовлетворения образовательных потребностей обучаемых по самому широкому диапазону учебных курсов, специальностей, уровням общего и профессионального образования, об учебных заведениях и их информационно-образовательных ресурсах, независимо от места нахождения как обучаемого, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий — сетевых портальных комплексов, комплексов <виртуальный университет> и <виртуальное представительство>.

Глобальной целью открытого образования является предоставление равных возможностей получения образования высокого уровня всем желающим, независимо от места их проживания и времени, для полноценного и эффективного участия в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.

Открытость образования предполагает: открытое поступление в высшее учебное заведение (как правило, без анализа исходного уровня знаний, без вступительных испытаний, политика <открытых дверей>); открытое планирование обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории — модулей из системы учебных курсов соответствующей программы); свободу выбора преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени потенциально соответствует потребностям, особенно в дальнейшем, когда обучение может перейти в образовательный консалтинг); свободу в выборе времени, ритма и темпа обучения (прием на обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения); свободу в выборе места обучения (самостоятельный выбор территории обучения).

Соблюдение учебным заведением перечисленных условий предоставления образовательных услуг приводит к большим проблемам в организации учебного процесса (например, нет стабильных групп студентов на весь период их обучения).

Без автоматизированной системы организации обучения, учитывающей особенности открытого образования, невозможен охват учебным процессом всего контингента обучаемых.

Институт дистанционного образования Ульяновского государственного технического университета (ИДО УлГТУ), в качестве партнера Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), осуществляет образовательную деятельность с использованием технологий дистанционного образования уже 5 лет.

Для управления образовательным процессом разработана и эффективно используется автоматизированная система открытого образования (АСОО) с использованием технологий дистанционного образования как реализация модели системы открытого образования классического вуза. Система на современном уровне решает проблемы автоматизации работ приемной комиссии, деканата, кафедр и финансово-бухгалтерских служб.

В приемной комиссии автоматизация работ начинается с ввода в базу данных системы (БД) информации о новом абитуриенте (анкетные данные, базовое образование, выбранные образовательные услуги) и присвоения идентификационного номера абитуриенту. Далее, по мере набора контингента абитуриентов с помощью АСОО осуществляется подготовка к тестированию, т.е. формирование списков групп абитуриентов на тестирование, собеседование и другие документы. Результаты тестирования вводятся в БД, после чего подготавливается комплект договорных и других документов для перевода абитуриента в студенты. При выполнении вышеперечисленных процедур используются шаблоны форм для получения выходных документов, проводится логический контроль заполнения всей информации по абитуриенту.

Работа приемной комиссии завершается выполнением набора функций, в результате которых происходит смена статуса абитуриента на студента, заполнение регистрационного журнала, а также студенту назначается место обучения, группа, аттестационный план, формируется учетная карточка студента, рассчитываются и заносятся в учетную карточку плановые цены.

В деканате автоматизация функций осуществляется на основе учетной карточки студента и набора входных документов, количество которых составляет более 100 форм.

Данные учетной карточки берутся за основу при автоматизированной разработке расписаний. При этом на основе анализа последовательности изучения дисциплин в разрезе специальностей, зависимости и состояния изучения дисциплин студентом, наличия преподавателей-консультантов, учебно-практических пособий (УПП), аудиторий определяются пропускная способность РЦ, приоритетность изучения дисциплин, списки групп.

Необходимым условием для автоматизированной разработки расписаний являются оптимально составленные структурно-логические схемы изучения дисциплин по специальностям.

В итоге, для каждого студента можно получить индивидуальное расписание при индивидуальном режиме обучения.

Эффективность процессов обучения и контроль обеспечиваются большим набором статистической и диагностической информации, предоставляемой системой.

В системе применяется конструктор отчетов из конкретных данных студента, который позволяет получать документы необходимой формы по заданным условиям.

Автоматизация работ кафедр включает составление и ведение учетной карточки по учебно-методическому обеспечению специальностей, личных дел контингента преподавателей-консультантов и информацию о наличии сертификатов на право преподавания дисциплин, о доработке существующих и разработке новых УПП.

В финансово-бухгалтерских службах системой формируются следующие документы: бюджет, план поступления денежных средств за обучение (год, квартал, месяц), фактическая оплата обучения за текущий месяц, отчисления МЭСИ, приход, расход, наличие УПП. Все эти документы формируются системой также на основе данных учетной карточки и входных документов.

Набор основных выходных документов включает более 150 форм.

Автоматизированная система организации обучения ИДО УлГТУ позволяет эффективно управлять учебным процессом большого числа студентов, обучаемых по технологии дистанционного образования (кейс-технология).

Автоматизированная система организации обучения разрабатывалась как типовая, используется многоуровневый подход к структуре данных, выделено множество справочников, обеспечивается уникальность идентификаторов (требование стандарта IMS по идентификации). Вся работа пользователей организована через экранные формы доступа к информации базы данных, в которых настроено разграничение прав доступа пользователей на уровне отдельных полей (требование стандарта IMS по приватности и защищенности данных). Необходимая информация хранится с историей изменения по периодам (требование стандарта IMS по информации о времени).

При постановке задач для достижения целей, которые ставились при разработке АСОО, множество полей стандарта не использовались, однако структура базы данных легко расширяемая (требование стандарта IMS по расширяемости полей).

Расширение данных до создания новых систем и взаимосвязь систем, описанная в стандарте, легко реализуема в АСОО  путем выполнения требований стандарта по расширяемости полями и источниками.

Логика построения автоматизированной системы организации обучения совпадает с логикой стандарта IMS и при необходимости доработки может быть доведена до выполнения полных требований стандарта.

Анализируя назначение каждого из добавленных полей (источников), можно получить множество дополнительных документов для управления процессом обучения.

 

 

 

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В БИОМЕТЕОРОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

М. А. Трубина

Российский государственный гидрометеорологический университет, г. Санкт-Петербург

 

Создание и развитие информационно-образовательной среды ВУЗа для проведения обучения, научных исследований и управления является одной из приоритетных задач повышения качества образования в России. В условиях  высоких требований, предъявляемых  к современному образованию, а также благодаря быстрому развитию средств вычислительной техники, возрастает роль информационного и технологического обеспечения образовательного процесса. Сейчас как никогда ранее, благодаря информационным и интеллектуальным возможностям телекоммуникационной сети Интернет, быстроте и экономичности, имеются широкие возможности доступа к информации и знаниям по этим проблемам в международном масштабе. Экологическое образование носит междисциплинарный характер и основано на специфике содержания многих предметов: биологии, химии, физики, географии, климатологии, метеорологии, медицины и др.

Взаимосвязь научной школы ВУЗов и школы необходима в современном мире для   развития интеллекта и научного потенциала подрастающего поколения. Автор имеет опыт  участия в международном экологическом телекоммуникационном проекте «ECO-CONNECTION» (Повышение уровня социальной ответственности через изучение наук об окружающей среде при помощи Интернет). Этот проект  был разработан творческим коллективом российских и американских преподавателей средней и высшей школы Санкт-Петербурга и научного центра штата Джоржия (США). Работа по тестированию модулей  успешно проводилась школьниками и студентами России и Америки в 1999-2001 гг. Проект  включает 8 модулей по экологической тематике. Каждый компьютерный модуль состоит из несколько тем-уроков, включающих теоретическое объяснение материала, проведение лабораторных экспериментов, изучение оперативной экологической информации средствами дистанционного образования, обсуждение полученных результатов и принятие решения по проблеме. Проект «ECO-CONNECTION» в  июне 2001 в Вашингтоне (США)  был отмечен  премией Computerworld 21st Century Achievement Award in the Category of the Energy, Environment and Agriculture. Использованная в проекте  инновационная методика обучения может быть рекомендована для создания новых модулей обучения.

В Российском государственном гидрометеорологическом университете в рамках создания системы открытого образования при поддержке ФЦП «Интеграция» успешно разрабатывается инновационный образовательный WEB-проект «Окружающая среда и здоровье». Структура построения курса соответствует правилам и методам  преподавания в России и состоит из нескольких тематических компьютерных модулей. В проекте используется методика преподавания,  на основе гештальт- технологий, которая уже в течение 10 лет успешно применяется в зарубежной практике.

Основной целью работы проекта «Окружающая среда и здоровье» является эффективное использование современных компьютерных технологий и методов обучения в экологическом образовании для получения знаний об основных глобальных экологических  проблемах окружающей среды, формирования творческого мышления учащихся и экологической культуры личности. Программа обучения проекта рассчитана на студентов младших курсов ВУЗов и учащихся старших классов в качестве профориентированного комплекса в системе дополнительного образования для изучения глобальных проблем в факультативном курсе «Экология человека».

Основными задачами проекта являются:

  1. повышение мотивации обучения и приобретение навыков в научно-исследовательской работе,
  2. развитие коммуникабельности и умения работать в команде,
  3. воспитание социальной ответственности в решении задач устойчивого развития биосферы и общества.

Особое значение в решении этого вопроса приобретает использование  телекоммуникационных технологий, как наиболее эффективных, при внедрении современных методов обучения. Создание доступной виртуальной среды способствует улучшению качества образования. Важным результатом работы по проекту является не только повышение уровня компьютерной грамотности и эрудиции, но и переход от ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ к ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ, а также развитие творческой и социальной активности учащихся и воспитание культуры личности. Интегративный характер новых информационных технологий и свободный доступ к мировым достижениям в любой области деятельности человечества посредством сети Интернет пробуждает интерес у школьников и студентов к научным исследованиям.

В проекте реализуется идея проведения синхронного эксперимента экологического исследования района проживания  всех участников проекта, и сравнение их результатов, что позволяет провести экспресс-экспертизу различных территорий с использованием доступной несложной измерительной аппаратуры и создать базы данных мониторинга атмосферного воздуха. Применение интеллектуальных и информационных возможностей сети Интернет и интерактивных методов  обучения позволяет существенно улучшить  качество образования в изучения глобальных экологических проблем.

Основными результатами работы являются:

         Проведение комплексных работ

         Организация системной работы школьников и студентов

         Обучение научным принципам работы, оформлению работ и языку изложения материала

         Умение работать с литературой, приборами

         Умение обрабатывать информацию, сопоставить и анализировать результаты.

Умение формулировать проблему, проводить мониторинг атмосферы доступными средствами,  находить нужные сведения в глобальной сети, осознавать полученные результаты и находить способы решения экологических проблем — все это будет направлено для формирования научного мировоззрения учащимся и развития экологической культуры. Реализация проекта в школах города позволит получить пространственно-временное распределение параметров медико-экологического мониторинга различных районов. При этом важнейшим результатом проведенных исследований будет личное участие каждого члена команды в исследовательской работе, что, возможно,  и определит выбор его будущей специальности (профориентация). Полученные знания будут основой и побуждающим фактором для участия школьников в различных конкурсах и олимпиадах и желания продолжить учебу в ВУЗах, имеющих экологические специальности.

Взаимосвязь научной школы ВУЗов и школьников в современном мире необходима для  развития интеллекта и научного потенциала молодежи.  Как показала практика, студенты самостоятельно проводят занятия с учащимися в рамках проекта. Для  них совместная работа позволяет применить и углубить знания, полученные в процессе обучения, получить хорошую педагогическую практику, проводить научно-исследовательскую работу по разработке и созданию новых модулей проекта «Окружающая среда и здоровье». Реализация проекта позволяет получить пространственно-временное распределение параметров медико-экологического мониторинга различных районов.

 

Литература
  1. Трубина М.А. — Использование WEB-технологий в учебном процессе при изучении наук об окружающей среде. — Экология ХХ1: Наука, образование, средства массовой информации. <Материалы международной научно-практической конференции, 21-23 апреля  2000 года. Санкт-Петербург> 2000, стр. 112 — 114
  2. Technology in Teacher Education (1996). Journal of the Association  Teacher Educators. Vol. XVII, No.2.

 

 

 


ПОДСИСТЕМА УДАЛЕННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ <ЭКЗАМЕНЫ>

 

А. Н. Стась, А. Г. Парфенов, Н. А. Стахин, В. А. Горюнов

Томский государственный педагогический университет

 

Введение

Разработанная подсистема является частью <Экзамены> [1], разработанной в ТГПУ  Основное назначение системы <Экзамены> — автоматизация процесса приема вступительных испытаний. Система позволяет автоматизировать процесс подготовки индивидуальных экзаменационных билетов и проводить автоматическое сканирование и проверку работ абитуриентов по следующим предметам: русский язык, история, английский язык, немецкий язык, французский язык, история, литература. Система была испытана в процессе работы приемной комиссии в ТГПУ в 2002 г и получила высокую оценку руководства ВУЗа и представителей минестерства образования РФ.

Данная подсистема  предназначена для удаленного тестирования с использованием сети Internet и предназначена, как для самоподготовки будущих абитуриентов к вступительным испытаниям, так и для удаленного контроля знаний в процессе дистанционного обучения. Используются базы данных экзаменационных тестов системы <Экзамены>.

Подсистема состоит из тест-сервера и нескольких клиентов, предназначенных для удаленного тестирования по русскому языку и истории, в дальнейшем планируется поддержка и других предметов.

Общая схема подситемы представлена на рис. 1

Рис. 1. Общая схема подсистемы

 

Тест-сервер

Тест-сервер предназначен для организации удаленного тестирования с использованием специальных клиентов. Обмен данными между тест-сервером и клиентами осуществляется по протоколу TCP/IP.

Схема работы тест-сервера следующая. Сервер находится в ожидании запроса от удаленных клиентов. По мере поступления данных от клиентов сервер производит авторизацию, то есть сервер сравнивает полученные идентификационные данные (логин и пароль) пользователя с данными, хранящимися на сервере. При их идентичности запускается система подсчета индивидуального балла тестируемого. Алгоритм оценивания аналогичен, применяемому в системе «Экзамены» в режиме бланочного тестирования по экзаменационным билетам. Результат тестирования и данные пользователя заносятся в базу данных сервера. . Клиенту отсылается количество набранных им баллов. При неудачной авторизации клиент получает уведомление о неправильном вводе идентификационных данных.

Таким образом, на тест-сервере необходима поддержка базы данных тестируемых лиц и базы данных, содержащей результаты тестирования. Во второй базе данных возможна статистическая обработка результатов тестирования.

Важным преимуществом такой технологии является относительно небольшой объем данных, пересылаемых по сети, что существенно для не очень скоростных каналов связи.

Клиентская часть

Клиентская часть содержит 2 клиента — для удаленного тестирования по русскому языку и по истории.. Внешний вид главной формы <русскоязычного> клиента представлен на рис. 2

Рис. 2 Внешний вид клиента по русскому языку.

 

Испытуемому предлагается ответить на несколько заданий, их количество и порядок соответствуют заданиям, входящим в типовой экзаменационный билет по русскому языку согласно документации по системе <Экзамены>.

Нажатие на кнопку <Следующий> после ответа на последнее задание в тесте приводит к отправке данных на тест-сервер.

Тестирование по истории происходи аналогичным образом.

 

Веб-сайт системы

На веб-сайте системы размещены

·                    Полная документация по системе <Экзамены>, включая документацию по системе удаленного тестирования.

·                    дистрибутивы клиентов для тестирования по различным предметам, а также базы данных.

·                    краткое руководство пользователя по работе с ними.

 

Литература

1. Стахин Н. А, Стась А.Н., Чуков А.Н., Горчаков Л. В. Автоматизированная система приема вступительных экзаменов. //Открытое и дистанционное образование. N 4, — 2002 г, с. 132-133.


ОБ ОПЫТЕ ДВГУ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР МАССОВОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НЕОЖИДАННОЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО <МОШЕННИЧЕСТВА> НА УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

И. А. Морев, В. И. Вовна

Дальневосточный государственный университет, г. Владивосток

 

Дальневосточный государственный университет является одним из лидеров России по формированию системы компьютерного тестирования знаний. В ДВГУ ежегодно проходят тестирование более 200 учащихся колледжа ДВГУ, более 3 тыс. учащихся школ Приморского края, более 12 тыс. студентов. Более 5 тысяч абитуриентов ДВГУ проходят вступительные испытания (тестирования) на компьютерах. Суммарно, в ДВГУ регистрируется и обрабатывается более полумиллиона сеансов компьютерного тестирования в год. В 2003 году эта цифра удвоится — все студенты дневных отделений университета будут проходить обучение и тестирование знаний по 10-20 дисциплинам.

Внедрение технологий тестирования в России оказалось связанным не только с техническими и методическими проблемами, но с рядом обстоятельств, имеющих отношение к правовым аспектам — появлению хакеров-<доброжелателей>, обещавших влиять на результаты тестирования — зачеты, экзамены, оценки вступительных испытаний,  дающие  тестируемым  право на сдачу сессии либо поступление в вуз.

Хакеры смогли повлиять на  ритмичность учебного процесса вузов, участвующих в подобных экспериментах: производились попытки вскрытия засекреченных файлов, распространения компьютерных вирусов, публикацией ответов на тесты в глобальной сети Интернет и пр. Хакеры пытались вскрывать защищенную информацию и с целью наживы. В этом — элемент преступления. Часто хакеры обманывают и своих заказчиков (покупателей) — известно много фактов, когда на Интернет-сайтах публиковались неверные решения задач и заданий Единого государственного экзамена (ЕГЭ), Централизованного компьютерного тестирования (ЦКТ).

Бороться с информационным мошенничеством правовым путем затруднительно, и не только в России, где хакерство давно превратилось в своеобразный национальный вид интеллектуального спорта.

Однако, следует обратить внимание на специфику системы образования. Мы столкнулись с новым, интересным противоречивым явлением. Вместе с активизацией <преступной> деятельности, параллельно, необычным путем инициируется процесс повышения уровня качества образования: хакеры самостоятельно постигают новые, порой не изучаемые в вузе, знания, <покупатели> вполне сознательно и старательно изучают <купленные> тексты с ответами на вопросы тестов, причем, изучают так, как не изучали ни один из конспектов. В тексте покупки же просто содержится полный текст курса, изложенный в несколько иной форме, нежели в учебнике.

Этим положительным свойством нового явления, безусловно, следует воспользоваться в благих целях, попутно устранив возможность возникновения негативных явлений.

Мы полагаем:

  • Не следует <засекречивать> все ответы на вопросы компьютерного теста. Часть текстов базы тестовых заданий следует издавать типографским способом (исчезает объект несанкционированной купли-продажи).
  • Часть набора тестовых заданий для итоговых тестирований обязательно должна быть <секретной> и периодически обновляемой.
  • Вопросов и ответов в базе тестовых заданий должно быть так много, чтобы было невозможно быстро воспользоваться бумажной шпаргалкой. Эта мера значительно облегчит труд персонала компьютерных классов по выявлению недобросовестных студентов.
  • Следует предпринимать меры защиты не только на программном уровне. Например, текущие результаты тестирования должны контролироваться в интерактивном режиме, программные модули должны храниться на независимых носителях и обновляться с периодом меньшим, чем время сеанса (защита от несанкционированного проникновения);
  • Следует периодически обновлять базы тестовых заданий (дополняя базу количественно и меняя словарные обороты в заданиях);
  • Следует допустить использование учащимися бумажных пособий, однако ограничить время сеанса тестирования так, чтобы было невозможно успеть воспользоваться шпаргалкой (этим устраняется возможность <преступного> сговора с персоналом сетевого класса).
  • Контрольное тестирование должно происходить для всей группы одиновременно, с обязательной защитой от внешних воздействий (присутствие преподавателя и исключение влияния из внешних сетей), а также с включением процедуры случайного выбора номера компьютера и псевдонима.
  • Тестирование должно вестись на рейтинговой основе (это влияет как на качество образования, так и на установление внутреннего контроля подтасовок).
  • Результаты проводимых тестовых испытаний (лучшие) должны публиковаться в Интернет в виде рейтинговых листов и быть доступными для вероятных работодателей выпускников, что станет для студентов дополнительным стимулом к учебе. Естественно, при этом, в соответствии с законодательством, тестирующий комплекс должен предоставить студенту право выбора — разрешить или не разрешить подобную публикацию.

Последний пункт может показаться спорным. Тем не менее, мы считаем его крайне важным, могущим оказать непосредственное положительное влияние на рост уровня качества образования.

Наш опыт тестирований, накопленный в среде учащихся общеобразовательных учреждений свидетельствует о следующем: открытая публикация результатов тестирования в виде рейтинговых списков неизбежно приводит к возникновению феномена состязательности, побуждает учащихся проходить снова и снова сеансы тестирования, читать учебную литературу, консультироваться друг с другом и учителями по вопросам учебных дисциплин. В своих многочисленных экспериментах мы наблюдали ситуации, когда даже <убежденные> двоечники, после нескольких <героических> попыток обмануть компьютер, вдруг начинали интересоваться у своих товарищей и преподавателей правильными ответами на вопросы, просили допустить их к повторным сеансам тестирования. Без публикации результатов на всеобщее обозрение, последнего феномена не наблюдалось никогда. Таким образом, эта мера непосредственно мотивирует учащихся к учению.

Предложенные здесь меры позволят не только устранить из образовательного процесса ряд негативных факторов, но и положительно повлиять на уровень качества образования.