14-17 сентября 2004
информационное письмо
В целях интеграции деятельности образовательных и научных учреждений России по созданию единого образовательного информационного пространства, на основании письма первого заместителя министра образования Российской Федерации и решения Второй Всероссийской научно-практической конференции-выставки «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития», с 14 по 17 сентября 2004 года в Омском государственном университете будет проходить третья Всероссийская научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» (письмо Минобразования России прилагается).
Организаторы конференции — Министерство образования Российской Федерации, Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет» (АСОУ), Российский государственный институт открытого образования (РГИОО) и Омский государственный университет (ОмГУ).
Цель конференции — обсуждение результатов реализации федеральной целевой программы «РЕОИС, 2001-2005 годы», достижений в области научно-педагогического, нормативно-правового обеспечения применения информационных технологий в образовании, создания электронных средств учебного назначения и системы электронных библиотечных ресурсов по уровням образования, повышения квалификации, переподготовке и профессиональной адаптации специалистов в области информационных технологий, развития телекоммуникационной инфраструктуры, создания системы Интернет-порталов сферы образования, включая федеральные образовательные порталы по уровням образования и предметным областям, специализированные порталы. Особое внимание будет уделено обсуждению проблем создания и развития региональных ресурсных центров системы образования.
Тематика конференции будет охватывать научные, методологические, учебно-методические, технологические и организационные вопросы формирования единого образовательного информационного пространства России на всех уровнях получения образования.
Работа конференции будет организована по следующим секциям.
- Региональные программы информатизации образования и деятельность региональных ресурсных центров
- Методологическое, научно-методическое и кадровое обеспечение информатизации образования
- Создание электронных средств учебного назначения
- Телекоммуникационная инфраструктура единой образовательной среды России
- Интернет-порталы и дистанционные образовательные технологии
- Автоматизированные информационные системы в образовании и науке.
- Информационная безопасность единой образовательной информационной среды.
В рамках конференции будет проведен круглый стол «Интернет-обучение: опыт и организация».
В работе конференции принимают участие руководители Министерства образования Российской Федерации, руководители органов управления образования субъектов Российской Федерации, председатели Советов ректоров Урала, Сибири и Дальнего Востока, руководители и представители вузов Российской Федерации и стран СНГ.
Приглашаем Вас принять участие в конференции.
Для этого Вам необходимо до 1 июля 2004 года прислать заявку на участие и тезисы доклада. До 1 августа 2004 г. Ваша заявка будет рассмотрена и Вам будет выслано приглашение на конференцию.
Тезисы доклада обязательно должны содержать постановку проблемы. Если участник конференции имеет практический опыт решения задачи в рамках проблемы, тезисы доклада должны содержать способы решения поставленной задачи, основные результаты. Объем тезисов 1-2 полные страницы машинописного текста, набранного в текстовом редакторе Word 6.0 — 8.0 шрифтом Times New Roman Cyr, 12 кеглем с одинарным межстрочным интервалом.
Рекомендуемые параметры страницы — поля: верхнее — 15 мм, нижнее — 15 мм, левое — 30 мм, правое — 15 мм. Наименование тезисов печатать прописными буквами по центру, точку в конце заголовка не ставить. Фамилии авторов печатать через запятую строчными буквами по центру страницы под названием тезисов с пробелом в 1 интервал, ученую степень и звание автора не указывать, инициалы помещать перед фамилией. Список литературы приводится в конце. Документы, пересылаемые по e-mail, должны быть посланы как attachment.
Регистрация участников семинара проводится с 17 мая на сайте Омского госуниверситета:
Контактные телефоны: (3812) 64-83-18,
Факс: (3812) 64-83-18, 63-04-45
E-mail: strunin@omsu.ru
Контактные лица:
Музыка Любовь Витальевна
Николаева Наталья Валерьевна
Возможно участие в конференции без доклада (заявка обязательна).
Организационный взнос в размере 600 руб. участники конференции должны оплатить наличными во время регистрации или перечислить на расчетный счет ОмГУ с обязательной пометкой «Оргвзнос за участие в конференции ЕОИС» и указанием своей фамилии и инициалов.
Заочное участие — 200 руб. Материалы будут высланы на указаный Вами в регистрационной форме адрес наложенным платежом.
Банковские реквизиты университета:
ГОУ ОмГУ, ИНН 5501003925, КПП 550101001,
УФК МФ РФ по Омской области (ГОУ ВПО «Омский государственный университет», л/с 06075306590)
ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области г. Омска
р/с 40503810800001000483
БИК 045209001
Код назначения платежа: 503120
Заезд участников и регистрация — 14 сентября.
Начало работы конференции — 15 сентября в 10:00.
Отъезд участников — 17 сентября.
Конференция будет проходить в санатории «Русский лес», в пятидесяти километрах от г.Омска в зоне отдыха в лесном массиве близ п.г.т. Чернолучье. Проживание в санатории оплачивается участниками конференции дополнительно. Участники будут размещаться в 2-х местных номерах. Стоимость проживания будет уточнена в августе. Следите, пожалуйста, за информацией на сайте. К услугам проживающих в санатории открытый и закрытый бассейны с минеральной йодо-бромной водой из термальных источников.
Наш адрес:
г. Омск, пр. Мира, 55А, 1 корпус ОмГУ.
Просим заранее позаботиться о приобретении обратных билетов.
Текущую информацию о конференции Вы можете найти на сайтах:
- Российский портал открытого образования OPENET.RU: http://www.openet.ru.
- Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет»: http://ou.tsu.ru.
- Омский государственный университет: http://www.omsu.ru.
С уважением,
Президент Ассоциации образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет»
Г.В.Майер
Директор Российского государственного института открытого образования
В.И.Солдаткин
Ректор Омского государственного университета
Г.И. Геринг
решение конференции
РЕШЕНИЕ
ТРЕТЬЕЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ-ВЫСТАВКИ
«Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития»
(г. Омск, 14-17 сентября 2004 г.)
В соответствии с планом проведения конференций Министерства образования Российской Федерации и информационным письмом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. №34-51-48ин/01-11 в г. Омске на базе Омского государственного университета с 14 по 17 сентября 2004 года проходила третья Всероссийская научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития».
Основные организаторы конференции — Министерство образования и науки Российской Федерации, Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет» (АСОУ), Российский государственный институт открытого образования (РГИОО) и Омский государственный университет (ОмГУ).
Цель конференции — обсуждение хода выполнения Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Обсуждались достижения в области научно-педагогического, нормативно-правового обеспечения применения информационных технологий в образовании, создания электронных средств учебного назначения и системы электронных библиотечных ресурсов по уровням образования, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной адаптации специалистов в области информационных технологий, развития телекоммуникационной инфраструктуры, создания системы Интернет-порталов сферы образования. Тематика конференции охватывала методологические, научные, научно-методические, учебно-методические, технологические и организационные вопросы формирования единого образовательного информационного пространства России на всех уровнях образования.
В работе конференции приняли участие 130 человек, в том числе 89 представителей вузов Центрального региона России, Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также Казахстана, Великобритании (университет Оксфорда); представители трех НИИ РАН.
В числе участников были руководители вузов России, руководители и представители учреждений и организаций системы образования, руководители коммерческих фирм.
Работа конференции была организована по следующим секциям:
- «Региональные программы информатизации образования»,
- «Методологическое, научно-методическое и кадровое обеспечение информатизации образования»,
- «Создание электронных средств учебного назначения»,
- «Телекоммуникационная инфраструктура единой образовательной среды России»,
- «Интернет-порталы и дистанционные образовательные технологии»,
- «Автоматизированные информационные системы в образовании и науке»,
- «Информационная безопасность единой образовательной информационной среды».
Во время работы секций было заслушано 80 докладов.
Конференция отмечает следующее.
Наступает заключительный этап выполнения Федеральной целевой программы «Развитие единой информационной образовательной среды (2001-2005 годы)». На этом этапе важной задачей является анализ результатов и исследований накопленного опыта участников Программы. В оставшиеся два года ФЦП «РЕОИС» основное внимание должно уделяться практической реализации результатов прошлых лет и отработке элементов единой образовательной информационной среды как конечной цели Программы.
Сегодня процесс информатизации охватил практически все уровни образования. Однако информатизация образования сегодня требует, прежде всего, наличия квалифицированных кадров: преподавателей и специалистов, имеющих знания в области современных информационно-коммуникационных технологий. Эта проблема нехватки кадров наиболее остро стоит в системе общего образования.
Сейчас в вузах России накоплены значительные ресурсы для создания системы открытого и дистанционного образования: электронные средства учебного назначения, автоматизированные информационные системы, центры коллективного пользования с удаленным доступом, что является хорошей основой для создания единой образовательной информационной среды. Тем не менее, созданные ресурсы характеризуются неполным представлением учебного материала, недостаточным распределением его по видам учебной деятельности. Следует отметить, что авторы-разработчики электронных ресурсов зачастую не придерживаются принятых международных стандартов в оформлении электронных изданий, что в конечном счете приводит к снижению их методической ценности. Имеются также замечания к качеству электронных учебных средств.
Учитывая накопленный потенциал регионов в области информатизации, особое внимание следует уделить разработке комплексных региональных программ информатизации. Такого рода программы позволяют учесть потребности всех отраслей социально-экономической деятельности и оптимально распределить их финансирование.
Решение этих задач невозможно без консолидации потенциала учреждений образования и координации их совместной деятельности в системе открытого и дистанционного образования.
Конференция отмечает, что сегодняшний уровень технического оснащения и коммуникационного обеспечения вузов, накопленные электронные образовательные ресурсы достаточны для реализации совместных образовательных программ, распространения опыта на другие образовательные и научные учреждения.
В связи с этим участники конференции постановили
признать на заключительном этапе особо важными следующие направления развития ФЦП РЕОИС:
- развитие сети ресурсных центров системы образования;
- разработку и реализацию программ повышения квалификации работников образования в области ИКТ и психолого-педагогической подготовки кадров для открытого образования;
- разработку методик применения Интернет-технологий и технологий мультимедиа в учебном процессе;
- развитие региональной и межрегиональной сетевой инфраструктуры общего и профессионального образования с учетом спутникового сегмента;
- создание электронного образовательного контента для общего образования.
Конференция рекомендует следующее.
1. Министерству образования и науки Российской Федерации
1.1. При создании сети ресурсных центров и определении механизмов их взаимодействия учесть предложения сибирских вузов — участников проекта по созданию Федерального ресурсного центра методического, кадрового и материально-технического обеспечения развития единой образовательной информационной среды в Сибирском федеральном округе, о создании таких центров на базе головных вузов с разделением полномочий по федеральным округам и субъектам федераций, что позволит максимально использовать потенциал регионов и привлечь региональные источники финансирования субъектов Федераций.
1.2. Создать на базе ресурсных центров единую систему мониторинга программ информатизации образования в регионе.
2. Органам исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации
2.1. Разрабатывать комплексные программы информатизации, их нормативно-правовое и финансовое сопровождение.
2.2. Создавать при Окружных и Региональных ресурсных центрах координационные советы по выполнению Программы.
2.3. Формировать региональные образовательные фонды для консолидированного финансирования проектов по развитию межрегиональных программ информатизации.
2.4. Предусматривать выделение ассигнований на развитие региональных ресурсных центров.
2.5. Поощрять любые формы кооперации региональных и расположенных вне региона вузов в рамках реализации образовательных программ общего и профессионального образования.
2.6. Создавать условия для получения высшего профессионального образования выпускниками школ отдаленных территорий и населенных пунктов через систему профильных классов, Интернет-классов, различных форм довузовской подготовки на основе технологий дистанционного обучения и образовательного консалтинга.
3. Руководителям образовательных учреждений
3.1. Развивать ассоциативную деятельность по разработке и реализации совместных образовательных программ.
3.2. Создавать совместные проекты с учреждениями и органами управления общего образования по информатизации школ и созданию электронных учебных средств.
3.3. Обращать особое внимание на соответствие сетевых ресурсов, разрабатываемых в образовательных учреждениях, международным стандартам.
3.4. Создавать в вузах учебно-методические советы по информационным ресурсам учебного назначения и внедрению технологий дистанционного обучения.
Конференция поручает следующее.
1. Совету Ассоциации «Сибирский открытый университет»
- организовать работу по оценке результатов выполнения программы РЕОИС в регионах Сибири и Дальнего Востока и выработке предложений по развитию Программы на период 2006-2010 годы;
- создать на портале окружного Ресурсного центра Сибирского федерального округа информационно-аналитическую систему для мониторинга региональных программ информатизации регионов Сибири и Дальнего Востока;
- организовать разработку методического обеспечения применения Интернет-технологий и технологий мультимедиа в учебном процессе для учреждений общего и профессионального образования;
- организовать работу по развитию прикладного программного обеспечения для совместной образовательной деятельности учреждений образования;
- провести анализ разработок в области автоматизированных систем управления вузами и опубликовать краткое описание систем в журнале «Открытое и дистанционное образование»;
- четвертую Всероссийскую научно-практическую конференцию-выставку «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» провести в сентябре 2005 года. При подготовке конференции предусмотреть разнообразие форм представления докладов;
- опубликовать материалы конференции по наиболее важным вопросам в очередном номере журнала «Открытое и дистанционное образование».
2. Учебно-методическим советам по электронным дидактическим средствам и технологиям дистанционного обучения Ассоциации «Сибирский открытый университет»
- разработать систему организации совместных образовательных программ вузов на основе информационных технологий;
- организовать совместные программы для преподавателей ДО по психолого-педагогической подготовке и подготовке в области стандартизации электронных образовательных средств;
- создать на сайте Ассоциации специализированную страницу о программах повышения квалификации преподавателей в области ДО, проводимых в рамках Ассоциации, с указанием условий обучения, сроков, технологий и т.п.;
- организовать работу по комплексной экспертизе электронных образовательных ресурсов, разрабатываемых в образовательных учреждениях Сибири и Дальнего Востока;
- активизировать работу по наполнению банка электронных образовательных ресурсов на портале окружного РЦ СФО;
- проанализировать опыт вузов в разработке нормативных документов по определению трудозатрат при проектировании, разработке и издании электронных образовательных ресурсов.
3. Томскому государственному университету провести семинар-совещание по вопросам применения ИКТ в образовательной деятельности с участием руководителей и сотрудников управлений и департаментов образования регионов.
Решение принято на заключительном пленарном заседании 17 сентября 2004 года.
фоторепортаж